Letyshops

Союз стратегии и тактики

«Стратегическая гибкость» – это оксюморон. «Сутью стратегии является постоянство – рыночных позиций, технологий, клиентуры. Суть гибкости – избегать постоянства, уметь лавировать и уклоняться, используя возникающие возможности, – говорит Майкл Рейнор (Michael E Raynor), доктор философии, директор Deloitte Consulting в Торонто. – Стратегическая гибкость – способ сочетать силу постоянства стратегии с преимуществами гибкости, справляясь с непредсказуемой средой».

По словам Рейнора, стратегическая гибкость достижима, если планировать «реальные опционы». При этом методе вместо одного крупного капиталовложения вы делаете нескольких относительно мелких инвестиций в тщательно отобранный набор участков с потенциальным ростом. Скажем, формируя портфель реальных опционов, предприятие может вложить 10% имеющегося капитала в дерегулированные рынки, 10% – в ядерную энергетику, 10% – в турбинные технологии, 10% – в сделки по слияниям и приобретениям и так далее. Вы изучаете все рыночные возможности, стараясь выяснить их отдачу, а затем дополнительно финансируете наиболее перспективные области.

«Реальный опцион – это ограниченные капиталовложения с активным участием в верхней части рынка, – говорит Рейнор. – Если финансовые опционы страхуют финансовый риск, то реальные – стратегический риск. Посмотрите на это следующим образом. Когда многие компании сторонятся перспективных новейших технологий, слишком дорогих или непроверенных (хотя эти технологии однажды могут их поддержать, а то и спасти), портфель реальных опционов – это стратегическое страхование, защита по приемлемой цене, что помогает не упустить стоящую возможность или избежать катастрофы».

Не сходя с проверенного направления и не переходя на что-то совсем иное, вы постепенно форсируете море возможностей в нескольких участках и со временем вам лучше видно, стоит ли сосредоточиться на том или ином из них.

«Йоги Берра как-то сказал: «Оказавшись на перекрестке, езжай дальше». Так и реальные опционы – способ подстраховаться, чтобы не пропустить какой-нибудь подвернувшийся под руку вариант, – говорит Рейнор. – Реальные опционы помогают сократить потери, избежать реальных убытков и получить фору при разработке того или иного варианта, потому что вы с ним уже знакомы».

Проблема в том, чтобы не брать слишком много (или слишком мало) вариантов одновременно. Полезный совет – заниматься лишь тем, в чем ваша компания сильнее других. Отрабатывайте варианты постепенно, при существующей структуре бизнеса и кадрах, чтобы не нанимать новые кадры и не создавать новую структуру.

«Сначала проверьте вариант. Если время покажет, что он перспективен, создайте для него отдельную инфраструктуру, и он превратится в самостоятельный бизнес, – говорит Джейн Линдер (Jane Linder), заместитель директора и руководитель отдела исследований в Accenture Institute for Strategic Change из Кембриджа, штат Массачусетс. – Это принципиально иная стратегия, чем раньше – бросать огромные суммы на что-то вроде е-бизнеса в надежде, что дело выгорит».

Концепция реальных опционов не освобождает компанию от необходимости иметь полный обзор. «Метод двухступенчатый: сначала решаем, какой компанией хотим быть, какой у нас якорь; потом разрабатываем практические шаги, чтобы идти туда, куда движется рынок, – говорит Линдер. – К тому же ваши варианты лежат в тех областях, где вам комфортно, в отличие от случайной диверсификации. Стройте там, где все знаете».

Чак ДеЛоун (Chuck DeLone III), вице-президент по финансам в фирме по управленческому и технологическому консалтингу Cap Gemini Ernst & Young из Нью-Йорка, также выступает за концепцию реальных опционов. Однако он считает, что она дальше от основных течений, чем остальные стратегические методы.

«Один из способов повысить гибкость в стратегии – решить, что для компании главное, а что можно отдать на аутсорсинг, – говорит ДеЛоун. – С реальными опционами дело посложнее. Тут все определяет качество ваших данных и ваше понимание того, например, как клиентские предпочтения переходят от одного продукта к другому. Сложность реализации концепции реальных опционов состоит в том, чтобы собрать надежную информацию, которой можно пользоваться. И в том, чтобы повысить качество аналитических данных. И наконец, в том, чтобы уметь отделять «просто факты» от настоящих причин и следствий.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Business Finance

 

 

Реклама: