Letyshops

Российские компании на пути к выдающимся результатам

Стратегия: высчитанная или выстраданная?

Для стратегии, выработанной изученными компаниями, Джим Коллинз ввел специальный термин – "концепция ежа". Это простая концепция, дающая согласованные ответы на три вопроса.
1. В чем вы можете быть лучше всех в мире?
2. На чем основывается ваша экономическая модель?
3. Что вы особенно любите делать?
Графически "концепция ежа" представлена как результат пересечения трех кругов.

Часто ли вам доводилось встречаться с таким подходом к выработке стратегии у российских компаний? Мне, например, не доводилось. Обычно стратегией фирмы является методически выстроенная умозрительная концепция, в которой вопрос "что вы особенно любите делать?" выглядит неуместным.

Если же рассматривать стратегию как последовательность стратегических выборов, в основу которых положено понимание уникальных позиции и рыночных перспектив компании, то можно не просто обозначить определенные уровни разработки и реализации стратегии, но и попытаться рассмотреть "концепцию ежа" в данном контексте.

Обозначим следующие уровни:

– стратегические выборы не совершаются – стратегические решения не принимаются. Это стратегия отказа от стратегии, которой иногда еще любят похвалиться некоторые российские директора. Реактивное поведение и постепенный уход компании с рынка;

– стратегические выборы совершаются непоследовательно. Как это ни странно, стратегия "метания из крайности в крайность" описана Коллинзом как типичная для ряда крупных и известных американских компаний из группы сравнения. Впрочем, российские компании таким поведением тоже не удивишь;

– стратегические выборы последовательны, но не основываются на понимании уникальных позиции и перспектив компании. Это типичная ситуация с формальной стратегией: вроде бы все правильно, обоснованно, красиво, но при попытке реализовать ее на практике все получается по-другому. Компания упорно «не вписывается» в рамки заданных для нее стратегических планов;

– стратегические выборы последовательны и основываются на рациональном понимании уникальных позиций и перспектив компании. Это правильная стратегия компании, основанная на четких и обоснованных стратегических выкладках и прогнозах;

– стратегические выборы последовательны и основываются не только на рациональном понимании уникальных позиции и перспектив компании, но и на внутренней убежденности членов управленческой команды в их истинности. Это стратегия пятого уровня, которую можно рассматривать как аналог "концепции ежа". Факт появления такой стратегии может быть описан как "картинка сложилась". И дальше уже остается только переходить к реализации с трудом обретенной, но простой и красивой истины "концепции ежа". В этом отношении на вопрос-сомнение "А стоит ли так упорно (напомню, что на выработку "концепции ежа" у компаний уходило в среднем четыре года) добиваться стратегического результата пятого уровня?" следует ответить: "Стоит".

Подчеркнем здесь следующие моменты:

– основным гарантом того, что "концепция ежа" в итоге будет выработана, является первое лицо компании, его непоколебимая решимость получить только безусловно истинный результат;
– обретение внутренней уверенности в истинности "концепции ежа" – ключевая предпосылка успешности всей ее последующей реализации (речь идет о заряде энергии для компании на 15–20 лет);
– "концепция ежа" – это скорее концепция концентрации (отказа от всего лишнего), нежели расширения или роста.

Хотелось бы отметить еще один важный аспект стратегической особенности компаний, совершивших переход от хорошего к великому: по сути все они осуществляли предпринимательскую стратегию, которую отличают выработка и реализация собственной предпринимательской идеи. Хотя отнести, например, Gillette или Philip Morris к типичным предпринимательским структурам весьма сложно. Несолидно как-то, хотя и успешно.

Таким образом, стратегия, позволяющая достигнуть выдающихся результатов, отличается сочетанием простоты и качественно нового понимания пути развития компании. А обычная стратегия является сочетанием сложности и отсутствия качественно нового понимания пути развития компании.

Начало в выпусках: #230
Продолжение в следующем выпуске
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: