Letyshops

"Парижская Коммуна": секреты выживания

Михаил Белов
финансовый директор, главный бухгалтер фабрики «Парижская Коммуна». В подготовке материала принимали участие Юрий Мищенко (pastor@rcb.ru) и Сергей Куприянов (kup_sv@rcb.ru).

Начало в выпусках: #246

http://www.rcb.ru

Производство обуви

В новейшей истории "Парижской Коммуны" самый крупный и удачный проект - "Детская обувь". На это направление приходится 70% производства на фабрике. Причин успеха несколько, но основных две.

Во-первых, данный ассортимент продукции обеспечен реальным спросом. Во-вторых, именно в этой нише фабрике удалось найти стратегического партнера: ассортиментную политику в сфере детской обуви мы проводим на основе лицензионного контракта с итальянской фирмой "Иджи, обувь и технологии".

Львиная доля производства (примерно 60%) территориально сосредоточена в Тульской области на Узловской, Донской и Тульской фабриках. Свое производство там "Парижская Коммуна" начинала в 1960-е годы, когда закрывались шахты по добыче бурого угля и постановлением правительства в регионах с избытком трудовых ресурсов в приказном порядке создавались хоть какие-то рабочие места. В постсоветское время в Тульской области на пустующих производственных площадях было создано еще три уже современных производства: "Спутник", "Надежда", "Партнер".

В дальнейшем "Парижская Коммуна" планирует размещать производство детской, женской и мужской обуви на предприятиях в регионах. Шить дешевый ассортимент в центре столицы экономически неоправданно.

Что касается нашего головного производства, то знакомство с фирмой "Иджи, обувь и технологии" состоялось 15 лет назад. Тогда было принято решение о строительстве итальянцами у нас фабрики "под ключ". В то время это была обычная практика - производство покупали целыми заводами. Одним из поставщиков ассортимента и отладчиком технологии стала итальянская фирма "Иджи". Затем мы организовали совместное предприятие, сейчас развивается следующая стадия отношений. "Парижская Коммуна" по их заказу шьет из импортных комплектующих "настоящую" обувь, которая "уходит" в Европу. На фабрике накоплен определенный опыт по пошиву этих моделей, два итальянских специалиста постоянно отслеживают весь процесс производства. Это и понятно, лучше предупредить брак, чем обнаружить его, когда товар пройдет четыре границы. Контроль технологического процесса обеспечен полностью.

Кроме того, фабрика заключила с итальянцами лицензионный контракт: мы купили пять торговых марок, то есть целые модельные ряды, соответствующие технологии, и теперь выпускаем детскую обувь под маркой "Иджи" и "Парижской Коммуны" для внутреннего рынка. В лицензионном контракте прописаны жесткие требования по соблюдению технологии, итальянскими специалистами осуществляется обязательный контроль входящих материалов. Отслеживается все: коробки, этикетки, подбор кож и клеев.

Естественно, большой плюс такого сотрудничества заключается в возможности учиться, перенимать передовой опыт, который мы стараемся использовать и при производстве обуви под собственной маркой.

Свое будущее в производстве обуви мы не мыслим без внедрения инновационных технологий и тесного сотрудничества с головными учебными и научными институтами. В течение последних четырех лет ежегодно принимаются на работу до 20 выпускников Государственного университета дизайна и технологий (бывший Московский технологический институт легкой промышленности). В то же время "Парижская Коммуна" продолжает поиск стратегического иностранного партнера по совместному выпуску женской и мужской обуви.

Непрофильный бизнес

"Парижская Коммуна" является также учредителем ряда предприятий, не связанных с нашей основной деятельностью. Мы имеем доли в банке "Павелецкий", Московском индустриальном банке. Cреди компаний, где у нас малые доли, гордимся участием в капитале ГУМа, у фабрики там порядка десятой доли процента. Наш генеральный директор А. Никитин благодаря своему высокому авторитету выбран председателем наблюдательного совета ГУМа. Это дает нам хороший опыт управления торговыми компаниями, что немаловажно для развития розничной торговли.

Облигационный заем

Примечательна история появления "Парижской Коммуны" на фондовом рынке. Поскольку 24% годовых банковского кредита для обувной промышленности - это слишком "круто", мы искали новые формы финансирования. Проконсультировавшись в московском правительстве и получив там поддержку, на фабрике всерьез занялись подготовкой комплекта документации для проведения облигационного займа, подбором финансового и юридического консультантов. В результате был определен пул из нескольких банков, в который в качестве основных вошли банк "ЗЕНИТ" и банк "Павелецкий". Облигации на 200 млн. рублей были успешно размещены.

Купонные выплаты частично субсидируются из бюджета Москвы. Сейчас раздаются звонки из других предприятий: "Расскажите, как все было, покажите, как выглядят документы...".

Средства, полученные от размещения займа, мы планируем направить на осуществление проекта "Рабочая обувь". Это совершенно новая для страны ниша. То, что у нас традиционно понималось под "рабочей обувью", не имеет ничего общего с современными представлениями. Многие крупные компании - нефтяные, транспортные, строительные, металлургические - уже сегодня хотят, чтобы их сотрудники были обуты в соответствии с международными стандартами, и готовы платить за это деньги.

На "Парижской Коммуне" начали готовить этот проект еще два года назад, закупали технологии и модели. Литьевое оборудование фирмы DESMA у нас было еще с прежних времен. Проработали новые формы, рецептуры и компоненты для литья, фасоны. Сейчас в разработке ряд новых моделей, часть уже выпускается серийно. В настоящее время на рынке рабочей обуви "Парижская Коммуна" чувствует себя достаточно уверенно и имеет здесь долю примерно 10%. Есть хороший спрос со стороны госструктур - МО, МВД, МЧС. На фабрике считают, что нужно выпускать рабочую обувь с высокими потребительскими свойствами и конкурентоспособную на уровне лучших европейских образцов. А под хороший проект нужны были деньги.

Вторым направлением использования привлеченных средств будет дальнейшее развитие фирменной сети оптовой и розничной торговли не только в Москве, но и в других крупных городах России.

Попытка захвата

Есть еще одна тема, о которой, наверное, стоит упомянуть. "Парижская Коммуна" - уникальное в своем роде предприятие. Мы всегда были одним из лидеров отрасли. От зданий Министерств легкой промышленности СССР (на Калининском проспекте) и РСФСР (на Зубовском бульваре) до нас несколько минут езды на машине по Садовому кольцу. Поэтому в советское время, когда нужно было кому-то "втык дать" или, наоборот, высоким гостям производство показать, мы оказывались первыми. "Парижская Коммуна" всегда была площадкой для апробации новейшего оборудования, лабораторией испытаний материалов. Например, созданный в те годы центр сертификации успешно работает до сих пор. В общем, кое-что из той жизни на фабрике удалось сохранить.

Отличное расположение и большие площади делали нас привлекательным объектом для захвата. И попытка такого враждебного для получения контроля над предприятием не заставила себя долго ждать. Появились скупщики акций, листовки у проходной, звонки акционерам с предложением продать акции. Верхом этой кампании стала подделка нашей фабричной газеты "Коммунар": клише один в один, а содержание... Было переврано все, что только можно: начальство ворует, вы несчастны, ничего не получаете, есть западный инвестор, который вас облагодетельствует, буквально с завтрашнего дня начинается просто коммунистическая жизнь. Срочно сдавайте акции, завтра мы еще работаем, а послезавтра покупать их уже никто не будет. Проводилась достаточно наглая и жесткая линия.

На фабрике прошли все проверки, начиная от СЭС, пожарной охраны и заканчивая налоговой инспекцией, прокуратурой, УБЭП, ФКЦБ. В определенной степени мы им благодарны, потому что на фабрике уже подзабыли, где какие документы в архивах лежат. А тут всё привели в порядок. Приватизация признана соответствующей законодательству, серьезных нарушений найдено не было. Но главное не это. "Врагам" сдали акции только шесть (!) человек из многотысячного коллектива. Почему?

Социальная ответственность

Мы, на фабрике, считаем, что главное - это человеческое отношение к людям. Как финансовый директор и бухгалтер я со всей ответственностью могу сказать, что каждого человека мы сопровождаем от рождения и до смерти. Все это как раз через меня и проходит: декретный отпуск, пособие по рождению ребенка, потом, вот, смотрю, уже идут за материальной помощью: коляску цехом покупаем. Дальше - пеленки-распашонки... Потом наш детский сад, если говорить о девчатах, живущих в общежитии.

У нас бесплатные обеды: салат, первое, выпечка, компот, кто хочет второе, тот покупает за свои. Каждый день во время обеда картина колоритная: лучше держаться поближе к стене, потому что люди "валом" идут в столовую. Одно время были нарекания по качеству пищи. Сейчас начальники цехов и повара питаются вместе со всеми - качество пришло в норму.

В связи со смертью есть пособие "на погребение", мы его называем выплатой родственникам. В общем, все чем-то похоже на японский подход к организации бизнеса.

На фабрике около 2,5 тыс. ветеранов труда, все они на учете в Совете ветеранов, где два раза в год получают деньги. Для фабрики это небольшие суммы, а для них - ощутимое подспорье. Сейчас на фабрике осталось всего 12 участников Великой Отечественной войны, но 9 мая у нас обязательное возложение венков, оркестр, друзья, знакомые, встречи тех, кто участвовал в войне, кто имеет медали трудового фронта.

Нужен баланс интересов, никаких рывков и стрессов. Все знают, что на "Парижке" всегда поддержат, если тяжело. Даже если уйдешь, тебя не забудут. Для этого есть специальный человек, помощник генерального директора, кстати, бывший секретарь парткома. И отношения с людьми у нее сохранились, так как она никого не подставляла и гадостей никому не делала. К ней приходят люди, она их всех знает: "Любовь Николаевна, помоги. На лекарства". Для простых людей нужно простое человеческое отношение, и если оно есть, то зачем фабрике делать плохо?
Обычаи, традиции поддерживаются. Кому-то 45 лет, кому-то 50 - юбилей! Всем цехом гуляют под гармошку. Смотришь, 18.00, а все еще на работе, лица раскрасневшиеся - "корпоративная вечеринка".

Есть известная фраза: "всю жизнь говорил, но не знал, что прозой". Так и здесь: во многих фирмах пытаются создать корпоративную культуру, а у нас она есть и была всегда. Мы по-прежнему имеем три детских сада, ясли, Дом культуры, дом отдыха, загородный детский оздоровительный лагерь. И люди у нас работают целыми трудовыми династиями, общий стаж работы на фабрике в некоторых семьях состаляет 100, 200 лет. Вдумайтесь в цифры!

Картина, конечно, получилась почти идиллическая. Но так не бывает, чтобы не было проблем. Они есть, их много. Ведь хозяйство большое и понимание того, как с ним справляться, приходит не сразу. Одно из актуальных направлений сегодня - установка комплексной автоматизированной системы управления предприятием. Пока мы только "прощупываем" эту тему и ищем партнеров. Приходите через год-другой - расскажем, что у нас получилось.

 

 

Реклама: