Letyshops

Искушение менеджментом пятого уровня

Менеджмент пятого уровня: за или против?

Понятие "менеджмент пятого уровня" введено Джимом Коллинзом в его книге "От хорошего к великому". В России идеи Коллинза вызвали не массовый, но энергичный отклик. Почему эффект воздействия книги Коллинза на российских управленцев определяется здесь как "искушение"? Потому что Коллинз описывает весьма привлекательную, но при этом труднодостижимую на практике модель управления.

Модель Коллинза привлекательна сочетанием эффективности бизнеса с осмысленностью, человечностью и драйвом управления:
- Эффективность компании - кому не хочется, чтобы рост стоимости его компании в 3 раза превосходил средние по рынку темпы роста?
- Феномен руководителя 5-го уровня как новый "образец" успешного руководителя
- Формирование энергичной "команды лучших", открытое и демократичное обсуждение проблем, реальное делегирование ответственности
- Выработка собственной уникальной концепции "ежа" (стратегии), обеспечивающей достижение выдающихся результатов
- Целеустремленность и последовательность в реализации концепции "ежа" ("эффект маховика"), подкрепленные сильной системой ценностей компании
И главное, что искушает души управленцев - амбициозная цель создать выдающуюся, а в идеале - великую компанию, реализовать себя в выдающейся компании, а не просто успешно "делать бизнес".
При этом модель Коллинза труднодостижима и несет с собой высокие риски:
- Выдающиеся результаты отнюдь не гарантированы, группой Коллинза было отобрано всего 11 американских компаний, соответствующих жестким критериям перехода от посредственной к великой компании
- Нелегко разглядеть в скромном и целеустремленном менеджере будущего руководителя пятого уровня и доверить ему управление компанией
- Достижение выдающихся результатов сильно завязано непосредственно на руководителя пятого уровня; поэтому есть большой риск того, что в случае его неожиданного ухода из компании результаты не будут достигнуты.
- Критерии того, что собственная концепция "ежа" выработана, достаточно субъективны. Нет четкого алгоритма ее выработки, соответственно нет гарантий, что она будет выработана вообще.
- В процессе реализации концепции "ежа" высоки риски выйти за ее жесткие рамки и не достичь ожидаемых результатов

Вряд ли опыт изученных Коллинзом американских компаний может быть использован напрямую. Однако интересно рассмотреть практику управления российскими компаниями в контексте модели Коллинза. Рассмотрим ключевые параметры управления компанией, проявившиеся в исследовании Коллинза. Это "лидер", "команда", "стратегия", "бизнес-модель", "ценности".

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: