Банковский IT-консалтинг: привлекать внешних консультантов или загружать штатных?
Дмитрий Рыбаков
Вице-президент компании ОТР (www@o-t-r.ru)
www.o-t-r.ru
IT-консалтинг в России
В последнее время, понятие "IT-консалтинг" все чаще можно встретить в числе предлагаемых услуг для предприятий практически любых видов деятельности и форм собственности. Опыт показывает, что современная экономика не в состоянии динамично развиваться без подобного вида услуг.
В 90-х годах прошлого века и на наш рынок стали приходить профессиональные зарубежные консультанты в области IT, в портфеле которых уже были реализованные проекты в крупных транснациональных корпорациях, компаниях с мировыми брэндовыми именами. Представляя свои услуги зарождавшемуся еще тогда российскому бизнесу, западные консультанты пропагандировали собственные идеи. Их усилия были не напрасны и отечественный рынок, пусть и неактивно, откликнулся на эти, отнюдь не дешевые, предложения. Несколькими годами позже, свои услуги в области IT-консалтинга стали предлагать и отечественные компании, появление которых тут же отразилось на новом рынке.
Сегодня, спустя годы, спрос на консалтинговые услуги в России все еще не является массовым. Если же говорить о банковском секторе, то IT-консалтинг для большинства российских банков (особенно средних и мелких) является экзотикой.
И тому есть причины. О них мы и расскажем, не вдаваясь в детали отношения руководства банка к IT-технологиям вообще и IT-специалистам в частности (это тема отдельного материала), ограничившись некоторыми типичными сегодня вопросами.
Справимся своими силами?
Для российских банков типична ситуация, когда все вопросы информационных технологий и автоматизации решаются исключительно специалистами собственных IT-подразделений. При этом, аргументы топ-менеджеров кажутся на первый взгляд довольно убедительными – "Никто, кроме нас не может знать, как нам организовать свои информационные потоки", "Наши IT-специалисты высокопрофессиональны", и тому подобное.
На первый взгляд, действительно, квалифицированные IT-специалисты, работающие внутри банка, способны решить все поставленные задачи, выработать и предложить своему руководству грамотные, взвешенные и оптимальные по соотношению "цена/качество", решения, точно и в срок разработать IT-стратегию, и тому подобное. И многие компании выбирают именно этот путь – работать самостоятельно, не привлекая кого-то, пусть даже профессионала, со стороны.
Экономия средств при таком подходе вполне очевидна: штатный сотрудник получает фиксированную зарплату, которую должен "отрабатывать". Опять же, при неправильном решении какой-либо задачи (или ее части), всегда есть с кого спросить и потребовать немедленного "исправления ошибок".
Или возьмем помощника «со стороны»?
Тем не менее, нужно учитывать, что IT-специалист в банке, как бы парадоксально это ни выглядело на первый взгляд, выполняет функции скорее сопровождения информационной системы, нежели её развития. Более того, как показывает российская практика, наем внешнего консультанта для банка обходится, как правило, дешевле, нежели постоянная работа штатного сотрудника. Причин тому может быть несколько.
Одной из характерных черт выполнения работ внешним подрядчиком является ответственность за реализуемый проект. Штатный сотрудник (пусть он работает в ранге руководителя IT-подразделения) взять на себя такую ответственность зачастую не может. И это не вопрос его компетенции. Дело в том, что каким бы профессионалом он ни был, поставленную задачу он видит только «изнутри». Это значит, что функции заказчика и исполнителя работ во многом будут совмещены в одном лице. К тому же, у штатных сотрудников помимо конкретной, пусть даже самой приоритетной, задачи всегда есть ещё с пару десятков других неотложных проблем и вопросов, от которых зависит операционная деятельность банка.
Кроме того, штатный IT-менеджер вряд ли будет наделен всеми полномочиями по принятию решения, поскольку принято считать, что «нет пророков в своем отечестве» (читай – абсолютно компетентных специалистов в своей компании). А это значит, что свое решение ему нужно будет обосновывать высшему руководству, принимая во внимание свои полномочия и субъективные рабочие отношения.
Внештатный IT-консультант имеет ряд вполне очевидных преимуществ. Во-первых, все рекомендации и действия внешнего консультанта изначально будут считаться объективными. Смысла быть необъективным у него практически нет: его услуги оплачены заказчиком, и эти деньги необходимо отработать, причем отработать честно, ведь репутация – самое дорогое, что есть у консультанта. Во-вторых, как правило, он имеет "доступ к телу" – к высшему руководству банка, которое и является/должно являться собственно заказчиком производимых работ.
Немаловажным преимуществом привлечения сторонних IT-консультантов является также возможность получить готовый проект, как говорится, «под ключ» точно в срок. Не стоит забывать, что профессиональный консультант – это дополнительный ресурс для компании, который способен своевременно решить задачу ее дальнейшего развития. Не стоит забывать, что в условиях жесткой конкуренции именно категория "срок исполнения" является одной из основных составляющих успешности любого проекта.
В конце концов, привлечение IT-консультанта выгодно самим IT-менеджерам банка. Профессиональный IT-консультант – это весомая поддержка в решении поставленных руководством задач. Тот опыт, который приобретается в совместной работе с профессиональным IT-консультантом не замедлит сказаться на работе всего IT-подразделения банка.
В одиночку – не справиться
Российский банковский рынок продолжает развиваться – вводятся новые услуги и сервисы, происходят структурные изменения. Большинство банков стремится повысить конкурентоспособность и эффективность своего бизнеса. Соответственно изменяются и требования к информационным системам и технологиям, к их качеству и стоимости
Такая динамика развития отрасли говорит о том, что справится в одиночку IT-подразделениям банка, да и любого другого предприятия будет очень сложно.