Letyshops

Что тренинг нам готовит?

Д. Сторожева
Кадровое агентство «Экспресс-Персонал», Холдинг Империя Кадров

Введение

В настоящее время не приходится сомневаться в том, что тренинги прочно занимают лидирующее место среди новомодных бизнес-мероприятий. Однако даже став столь популярным среди бизнес-элиты, тренинг по-прежнему вызывает большое количество вопросов. Сейчас многие деловые люди стали более разборчивы в выборе тренинга для своей компании и все чаще задаются вопросом: «Какого результата мы добьемся после применения данной технологии?». И если во времена появления на российском рынке данной услуги мы были вынуждены к ней только адаптироваться и привыкать, то теперь мы уже смотрим на качество и возможности тренингов.

Что такое тренинг?

Само понятие тренинг имеет английское происхождение и дословно переводится, как тренировка. А тренировать, как известно, можно разные способности и качества. В первую очередь это качества, необходимые для успешного развития компании. Тренинг как понятие неизмеримо шире того, что предлагает нам сегодня стандартная программа тренинговой компании. Тренинг как понятие несомненно включает в себя и развитие профессиональных навыков специалистов, и повышение их квалификации, и развитие организационно-управленческих связей в вашей компании. Все что можно тренировать, от навыков скорописи, до умения принять верное управленческое решение, – будет предметом тренинга.

Как правило, тренинги представлены в виде двух частей: теория – лекции и семинары по специальности и практические занятия – ролевые игры, командно-групповые работы. Если теоретическая часть предполагают приобретение в первую очередь знаний, то практика обычно актуальна там, где приоритетны навыки. Очень часто программа обучения представляет собой комбинацию обеих методик в различных пропорциях.

Однако произнося это слово многие руководители и специалисты склонны представлять себе следующую картину: некий малокомпетентный тренер с элементарной базой психологических приемов стремится всеми силами заставить поверить в эффективность всех игр, которые сами собой не имеют никакого отношения к реалиям их бизнеса. Владимир Суханов, консультант по персоналу в сфере алкогольной промышленности дает свое опровержение: «Тренинги – это узкоспециализированный курс, выжимка по практическим навыкам, представленная в виде теоретического материала. Хотя помимо самого обучения тренинги несут еще и мощный положительный заряд энергии. По большому счету тренинги нужны всем, от торговых представителей до руководителей среднего звена. В крупных компаниях после прохождения курса тренинга выдается соответствующий сертификат об окончании обучения».

Тренинги и семинары могут проводиться для сотрудников одной организации с учетом специфики бизнеса и уровня подготовленности персонала – это так называемые «корпоративные» программы. Владимир Суханов: «Огромная доля российского бизнеса занимается продажами, а в любых продажах самым важным аспектом является наличие клиентов. Поэтому так важны тренинги по технике продаж и работе с клиентами, особенно это актуально для начинающих специалистов. Для управляющих производственными ресурсами немаловажными также считаются тренинги по применению стандартов ISO 9000 и ISO 9001».

Тренинг не панацея от всех бед
 
Вообще само слово тренинг попало к нам вместе со всем бизнес-словарем, интегрированным с запада. Понятие это обозначает профессиональное обучение, повышение квалификации, приобретение необходимых деловых навыков и качеств. Хотя русское слово тренинг мы понимаем скорее, как корректировку поведения либо каких-то качеств.
 
Часто руководители компаний воспринимают тренинги как некую модную синтетическую смесь из лекций по психологии и корпоративного развлечения, совершенно при этом отвергая мысль о реальной пользе данного обучения как инструмента, способного помочь компании в целом и каждому отдельному сотруднику в дальнейшем развитии. Это несоответствие представлений о реальном обучении и проведении корпоративных тренингов зародили в нас сами тренинговые компании, позиционируя свои услуги как панацею от всех бед.  Управленцы склонны опасаться, что их сотрудники после пройденного тренинга придут к убеждению, что компания, в которой они работают, является пройденным этапом, очередной ступенькой по карьерной лестнице. И эти опасения не безосновательны. Многие специалисты действительно покидают свои организации и уходят работать в другие компании. Это отнюдь не говорит о том, что тренинги вещь не только бесполезная, но и опасная для структуры компании. Нет. Просто изначально, выбирая тренинг для своей компании, руководитель должен четко сформулировать для всего персонала цели, с которыми они будут обучаться тем или иным технологиям. В процессе обучения важно решать реальные проблемы, стоящие перед вашей компанией, а не совершенствовать личные качества ваших сотрудников. То есть – сместить цели проведения тренингов с решения межличностных проблем на поиск бизнес-решений, необходимых вашей компании.

Как меняется отношение руководителя к сотруднику, прослушавшему курс тренингов, ответить сложно. Сергей Сироткин полагает, что «Если руководитель организации, где работает сотрудник, никогда сам не слушал тренингов, он будет относиться к ним предвзято. Если же руководитель сам стремится повысить свою квалификацию с помощью тренингов, он будет стараться привлечь к этому как можно больше людей из своей компании». Татьяна Котова, консультант по персоналу в сфере административных позиций, считает, что только по результатам работы специалиста можно судить о том, насколько эффективным было обучение.

Принимаем решение, выбираем тренинг

При принятии решения о проведении тренинга необходимо руководствоваться несколькими критериями, определить которые бывает достаточно сложно. Безусловно, существуют ключевые моменты, такие как договор о стоимости мероприятия, условия его проведения, длительность занятий, но реальную эффективность тренинга, как и ее необходимость вообще, охарактеризовать руководствуясь только этими параметрами нереально. Прежде чем делать выбор из нескольких предложений нужно вначале определиться с нишей. Как стоит выбирать тренинг для своей компании, расскажет Артур Ахвердян, консультант по персоналу в строительном секторе: «Решив провести для своей компании тренинг, руководитель должен сначала найти специализированное агентство, которое поможет в выборе необходимого обучения. На рынке существуют такие агентства, которые проводят «диагностику» компании, выявляют проблемы и недочеты работы сотрудников и на основе этой информации осуществляется выбор тренинга. Оценка компании – необходимый момент при выборе тренинга, потому как даже самый грамотный и опытный руководитель не всегда может объективно оценить работу сотрудников, понять, что именно необходимо изменить для успешного роста. Если же выбрать тренинг не глядя, может оказаться, что он не просто малоэффективен, но и вообще бесполезен».

Рынок тренинговых услуг принято делить на три части: крупные консалтинговые и тренинговые компании, часто имеющие статус международных, более мелкие и многочисленные фирмы, и независимые тренеры-консультанты. Безусловно, для получения сто процентного результата и определенные гарантии, за тренингами необходимо обращаться в крупные, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке компании. В такой организации вам обязательно будет составлена подробная картина состояния дел вашей компании, поставлены те бизнес-задачи, которые необходимо решить для успешного роста компании. После проведения оценки компании грамотный консультант предложит вам тренинг, способный помочь в решении ваших проблем, он подскажет, как это лучше организовать для большей эффективности. Тренеры в таких компаниях почти всегда хорошо обучены, и это довольно важно, если учитывать тот факт, что от тренера целиком и полностью зависит, будет ли тот или иной тренинг интересным и действительно принесет пользу компании. «Для того чтобы сделать верный выбор тренинга, необходимо для начала пригласить консультанта из компании, занимающейся организацией корпоративного обучения. Грамотный консультант должен понять проблемы и потребности компании, после чего сделать оптимальный выбор тренинга, способного значительно улучшить работу команды», – поясняет Вера Нестерова.
 
Важным моментом, которым часто интересуется руководитель, это программа тренинга. Не редко на столе руководителя оказываются десятки программ от разных компаний и тренеров. Естественно, сориентироваться по всей информации не всегда легко. Во-первых, потому что руководителю не всегда бывает знакома и понятна терминология, упоминающееся в программе. Во-вторых, программа не редко бывает представлена в виде рекламных слоганов. В-третьих, просмотрев половину предложений, руководитель замечает, что все оставшиеся сильно напоминают предыдущие программы. Объяснить это можно тем, что невозможно написать огромное количество разнообразных программ, чтобы они не были друг на друга похожи и удовлетворяли потребности каждой организации. Нереально подогнать все компании под одну мерку и вывести единый знаменатель, потому как в любом бизнесе существует своя непохожая на остальные специфика деятельности, управления производством, технологии продаж и т.д.

В крупных тренинговых компаниях грамотные специалисты предпочитают составлять программы тренингов индивидуально для каждой организации, учитывая все запросы и пожелания руководителей. Только в данном случае можно рассчитывать на то, что квалифицированный тренер в ходе обучения уделит достаточно времени и сил для решения всех необходимых задач. Если вы найдете подходящее агентство и высококлассного тренера, который действительно сможет вам помочь, то при подготовке следующего тренинга у вас не возникнет проблем с выбором.

Кроме всего вышеперечисленного есть еще одна особенность тренинговых программ: всеобщее увлечение российских компаний зарубежными методиками и технологиями решения бизнес-задач. Дело в том что отечественные компании стремятся подражать Западной Европе и Америке, которые уже давно и довольно успешно работают на этом поприще. В России же данный бизнес существует не так давно и не имеет еще достаточный объем собственного опыта. Однако, как показывает практика, прямое заимствование, которое широко практикуют большинство наших тренинговых компаний, не всегда дают верный результат. При разработке той или иной программы, обязательно необходимо учитывать все реалии российского бизнеса: построение и управление бизнесом, специфика корпоративных культур и т.д. Важно правильно сопоставить цели, задачи и методы работы консультанта с реальной ситуацией компании-клиента. Зарубежные методики построены на западном видении экономических процессов и существенно отличаются от российских аналогов.

Результаты

У тренинга, как и у любого дела, должен быть свой результат. Однако он не всегда становится заметен сразу. В договоре с тренинговой компанией или независимым тренером должен быть обязательно прописан пункт условия и контрольный срок, по истечению которого будет оцениваться результат проведенного тренинга. Обычно оценку, по которой можно судить о степени эффективности обучения, определяется только через несколько недель. Цель данного контроля – определить насколько персонал компании-клиента усвоил и начал применять на практике полученные на тренинге знания. Главным результатом становится решение поставленных предварительно задач и проблем компании.

Дарья Сторожева,
кадровое агентство «Экспресс-Персонал» (www.e-personnel.ru),
Холдинг Империя Кадров (www.imperia.ru).

 

 

Реклама: