Letyshops

Как влияет сертификация системы качества на стоимость компании

Т. Н. Скворцова
ООО БКГ менеджмент консалтинг , Москва

Начало в выпусках: #178

Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года

Стабильное качество при сокращении затрат

Сертификация системы качества меняет стоимость каждой из выделенных групп компаний за счет влияния различных факторов.

Процессная модель деятельности подразумевает управление процессами по входу и выходу и наличие инструментов определения эффективности каждого процесса. При этом становится возможным оценить, насколько выгодно приобрести результаты некоторых подпроцессов на стороне (использовать аутсорсинг).

Услуги сторонних организаций позволяют снизить затраты, сохранив текущее качество продукции. Организация получает возможность либо уменьшить цены и, за счет этого, увеличить объем продаж, либо повысить финансовую устойчивость бизнеса.

Если стоимость компании рассчитывается доходным методом, в основе которого определение дисконтированного денежного дохода (планируемого в будущем), то она растет за счет снижения рисков будущих доходов и увеличения объема будущих денежных потоков.

Выстраивание системы качества позволяет уменьшить затраты на управление. Документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость. Контроль, анализ и пересмотр процессов приводит к непрерывному совершенствованию. Распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля за исполнением обязанностей и средства предупреждения отрицательных результатов.

В результате компания становится более прозрачной для руководства; повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений. Действующая система качества позволяет сократить издержки на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями.

Максимум качества при заданных расходах

На следующей после процессного управления фазе развития бизнеса (фаза управления сетями, то есть группой предприятий, связанных деловой активностью) процессы, организованные по принципу контроля за качеством результатов, уже обеспечивают низкий уровень издержек. Поэтому дальнейшее улучшение показателей деятельности компании возможно не за счет снижения цены, а за счет повышения качества продукции и (или) услуг.

Здесь также имеет смысл применить аутсорсинг, но уже с иными целями: для максимизации качества продукции при заданном уровне расходов.

Качество в определении международного стандарта это способность продукции удовлетворить установленные или предполагаемые потребности клиентов. Улучшение качества означает, что продукция производится в большем соответствии с требованиями потребителей. Растет удовлетворенность клиентов и, как следствие, их лояльность и увеличение объемов продаж.

Привлечение инвестиций

Наличие международного сертификата системы менеджмента качества может иметь решающее значение при привлечении инвестиций. Подтверждая надежность компании, сертификат повышает уровень доверия со стороны потенциальных инвесторов, значительно снижает инвестиционные риски.

Сотрудничество с компанией, имеющей международный сертификат по стандартам серии ISO 9000, считается менее рискованным. Важную роль играют два фактора:

  • внутренняя структурированность и упорядоченность деятельности компании, большая прозрачность системы управления;
  • наличие периодического внешнего контроля со стороны независимого регистратора.

Для потенциальных инвесторов стоимость предприятия чаще всего определяется доходным методом, с помощью которого проверяют целесообразность инвестиционных вложений в компанию. В этом случае стоимость компании при сертификации увеличивается как минимум за счет снижения рисков будущих доходов.

Перед частичной или полной продажей

Обоснованная рыночная стоимость компании складывается из стоимости предприятия как системы элементов (активов) и системного эффекта. Гудвилл (goodwill) – это нематериальные активы компании, к которым относятся: имидж, деловая репутация, взаимоотношения с клиентурой, торговые марки, местонахождение, номенклатура производимой продукции и др. Все эти элементы не выделяются и не оцениваются в отчетности предприятия, но создают реальные экономические выгоды.

Построение системы качества позволяет в значительной степени улучшить имидж и репутацию фирмы. Сертифицированная система является одной из составляющих гудвилла. По сведениям международного регистратора «Det Norske Veritas», сертификация системы качества повышает рыночную стоимость компании в среднем на 10%.

Основные выводы

Если цель собственника повысить стоимость компании (для дальнейшей продажи, капитализации, привлечения инвестиций и пр.), то получение сертификата на систему качества по стандарту ISO 9000 может стать реальным инструментом достижения данной цели.

Система качества эффективное средство для упорядочивания деятельности компании. Документированность, контроль, анализ и периодический пересмотр ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечиваются прозрачность, лучшую управляемость и непрерывное совершенствование бизнеса.

Система качества может быть использована как эффективный инструмент не только совершенствования, но и существенной реорганизации системы управления фирмы. Внедрение нововведений проходит легче и менее болезненно. Использование постановки системы как оправдания изменениям приводит к существенному снижению сопротивления со стороны персонала.

 

 

Реклама: