Letyshops

Разработка бизнес-плана: краткие комментарии

Игорь Устимов
ИКФ "АЛЬТ"

Для чего он нужен

В текущей деятельности предприятия довольно часто сталкиваются с вопросами подготовки бизнес-плана. Такой план нужен в компании, где предполагаются изменения, требующие финансовых вложений (получения кредитов, использования собственных средств).

С одной стороны, мало кто даст деньги просто так, без информации о направлениях их использования, сроках и гарантиях возврата. С другой прежде чем брать деньги, надо оценить, насколько они дешевы , за счет чего можно их вернуть и как быстро (даже если вкладываются собственные средства). На эти и другие вопросы призван ответить бизнес-план.

Бизнес-план документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Разработка бизнес-плана комплексный процесс, который потребует объективной оценки всей необходимой информации, требующейся для его подготовки.

Он может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и как коммерческое предложение для внешней стороны инвестора, кредитора.

В последнем случае бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания в этом смысле достаточно компетентна и способна отвечать по своим обязательствам, в том числе своевременно и в полном объеме выплачивать лизинговые платежи.

Если представить проект графически, получим следующую картину:

Цифры на графике означают:

1 срок жизни проекта;
2 интервал планирования;
3 инвестиционная фаза проекта;
4 эксплуатационная фаза развития проекта;
5 чистый доход проекта;
6 срок окупаемости инвестиционных затрат.

График построен на основании чистых денежных потоков. Но бизнес-план это не только движение денежных средств; он должен отражать все составляющие инвестиционного проекта. Ниже приведены краткие характеристики основных разделов бизнес-плана.

Структура и содержание документа зависят от специфики инвестиционного проекта (например, от его масштабности). Поэтому при разработке плана необходимо придерживаться принципа разумной достаточности . Дальнейшее описание в этой статье разделов бизнес-плана направлено на инвестиционные проекты действующих предприятий, ориентированных на привлечение внешних инвесторов.

1. Резюме

Раздел должен показать привлекательность проекта. Главная задача – «зацепить» потенциального инвестора.

Резюме – это «концентрированное» описание инвестиционного проекта: его идеи, шагов, осуществляемых для реализации идеи, требуемых затрат, итоговых показателей. Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в виде цифр.

В данном разделе отражаются:

  • основная идея проекта;
  • планируемые результаты от его реализации;
  • показатели эффективности инвестиций, которые характеризуют соотношение доходов и затрат, связанных с проектом: срок окупаемости (простой, дисконтированный), внутренняя норма доходности (IRR), чистая текущая стоимость (NPV), рентабельность инвестиций (NPVR).

Финансовую состоятельность проекта характеризует модель его расчетного счета, график привлечения и возврата кредита.

Инвесторы начинают знакомство с проектом с резюме и нередко рассмотрение здесь и заканчивается. В связи с этим необходимо отнестись к написанию резюме с особым вниманием – с упором на четкость, понятность и содержательность его информации.

В практике работы зарубежных консультантов оформление отчетов в Рower Рoint – общепринятая практика (безусловно, к такому отчету разрабатывается много дополнительных приложений, схем и т. д.). Оформленные таким образом бизнес-планы смотрятся презентабельно. В практике работы российских банков также все чаще возникает требование представлять разработанные заявителями бизнес-планы в форме презентации.

2. Информация о предприятии

В разделе необходимо четко и структурированно отразить информацию о фирме (если проект осуществляется на действующем предприятии).

Первую часть раздела нужно отвести под описание истории создания, области деятельности, динамики развития предприятия.

Вторая часть должна содержать анализ его деятельности за предшествующий период: отражать финансово-хозяйственные показатели работы предприятия за последний отчетный год. По сути, этот раздел представляет собой краткую аналитическую записку, в которой производится анализ финансового состояния компании. Можно рассчитать ряд показателей самостоятельно или воспользоваться компьютерными моделями, например Альт-Финансы .

Если предприятие имеет ранее привлеченные кредиты, необходимо указать условия и график возврата средств.

Желательно представлять информацию о финансовом состоянии предприятия не в целом за год, а в разбивке по кварталам или месяцам. Это позволит более четко показать динамику изменения финансового положения компании в течение года. Графики и диаграммы сделают это представление более наглядным.

По возможности следует провести сравнительный анализ показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми значениями (если есть доступ к информационным базам). Также можно использовать открытую информацию, например годовые отчеты, для расчета финансовых коэффициентов компаний-конкурентов.

Продолжение в выпусках: #195, #196, #197

 

 

Реклама: