Letyshops

Дойти до точки... безубыточности

Анна Васина
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ http://www.altrc.ru, anna@altrc.ru

Начало в выпусках: #184

Опубликовано в журнале «The Chief», N 2, 2002 г.

Мы ль на свете всех успешней?

Можно ли сказать, что критерий хорошей работы компании это низкая точка безубыточности, а рост показателей этой точки говорит об ухудшении положения? Можно, но только при условии, что масштабы компании не меняются. Иначе говоря, если фирма имеет неизменный объем продаж, не растет, не расширяется и не сокращается.

Увеличение объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, вслед за объемами производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала (и оплата его труда, разумеется), рост затрат на рекламу и продвижение своих товаров. Как только размер компании увеличился (размер, измеряющийся объемами продаж), она выходит на новую, более высокую точку безубыточности.

В результате получается следующая закономерность: точка безубыточности меняется пропорционально оборотам компании. Поэтому у мастерской по ремонту автомобилей BEP всегда будет ниже, чем у предприятия производителя автомобилей. А последнее, в свою очередь, будет иметь BEP заведомо более низкую, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру.

Очевидно, что сравнение компаний по точке безубыточности не обязательно отражает истинное положение дел. Если ориентироваться на минимальное значение, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.

Получается, что точка безубыточности не способна дать объективный ответ на все вопросы. BEP демонстрирует, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение фирмы, этот показатель может не всегда.

Для ответа на последний вопрос на помощь точке безубыточности приходит ее родственник запас прочности. Его задача продемонстрировать, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой начинаются убытки. Точнее, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточности.

Если фактический объем реализации ниже точки безубыточности, запас прочности покажет, на сколько процентов необходимо увеличить этот объем, чтобы достигнуть безубыточного уровня работы.

Получили новый ориентир

Для расчета запаса прочности необходимо отклонение фактической выручки от расчетной точки безубыточности разделить на ту же фактическую выручку. Чем выше полученное значение, тем прочнее положение компании: тем меньше будут сказываться на прибыли негативные изменения рынка: падение объема продаж, рост затрат.

Запас прочности снимает влияние масштаба компании (чего не позволяла точка безубыточности) и позволяет объективно, без каких-либо условий, сравнивать предприятия с различными объемами продаж или оценивать изменения финансового положения фирмы на различных этапах ее жизни.

Для рассматриваемого предприятия запас прочности составляет: (2600 р. 2000 р.) / 2600 р. = 23%. Чтобы работать без убытков, предприятие могло продать продукции на 23% меньше.

Желающие проверить запас прочности на честность, могут просчитать прибыль предприятия при сокращении объемов продаж на 23%: 2600 * (1 23%) 1560 * (1 23%) 800 = 0. Получили нулевую прибыль, то есть безубыточность.

Обратимся к истории компании, любезно разрешившей нам поразбираться в ее финансах. Недавно она производила только два продукта: А и Б (матрешки и солдатики). При этом имела точку безубыточности 1500 рублей в месяц, а запас прочности 17%. Организовав производство нового продукта (В лошадки), предприятие вышло на новое значение BEP в 2000 рублей в месяц и запас прочности 23%.

Какую оценку можно дать таким изменениям? Компания растет, осваивает выпуск нового вида продукции. На практике освоение производства лошадок выразилось в аренде дополнительных площадей и приобретении линии на условиях лизинга, а это увеличение накладных расходов.

В такой ситуации рост точки безубыточности вполне закономерен; это не хорошо и не плохо, просто новый ориентир. Он говорит, что теперь, при увеличившемся размере компании, требуется больше продавать, чтобы получить прибыль. Ситуация такая же, как с растущим ребенком: ему необходимо съедать все больше, чтобы сохранять нормальное физическое состояние.

Рост запаса прочности с 17% до 23% определенно радует. Мы уверенно можем сказать, что в последнем месяце прибыль нашего предприятия стала более защищенной от всевозможных неприятностей: падения спроса, наращивания цен поставщиками и коммунальщиками.

Огласите весь список, пожалуйста

Важно знать не только минимально допустимую выручку от реализации в целом, но и необходимый вклад, который должен внести каждый продукт в общую копилку прибыли. Иначе говоря, минимально необходимое количество продаж каждого вида продукции. Здесь рассчитывается точка безубыточности в натуральном выражении:

Постоянные затраты
BEP (в натуральном выражении) = ------------------------------------------------
(Цена реализации единицы продукции – Переменные затраты на единицу продукции)

Формула работает безупречно, если предприятие производит только один вид продукции. В реальности такие предприятия встречаются редко. Для компаний с большой номенклатурой производства возникает проблема разнесения общей величины постоянных затрат на отдельные виды продукции.

Традиционно постоянные затраты распределяют по видам продукции пропорционально объемам реализации. Тем самым предполагается, что продукты, которые лучше продаются, в состоянии покрыть больше постоянных затрат. Такая «уравниловка» несправедлива и не позволяет объективно оценить необходимый вклад отдельных видов продукции в общий результат.

В составе постоянных затрат могут быть элементы, связанные с производством конкретного вида продукции. Логично, что эти конкретные затраты должны окупаться выручкой от продаж «их источника». Таким образом, управленческий учет затрат – основа объективной оценки безубыточности.

На нашем знакомом предприятии производство лошадок (B) организовано на дополнительно арендованных площадях на линии, приобретенной в лизинг. Окупать арендные и лизинговые платежи должны исключительно лошади.

Продолжение в выпусках: #186, #187, #188

 

 

Реклама: