Сколько стоит автоматизация 3 торговых точек, склада и офиса на 1С 7.7.?
С. Колясников
ООО Внедренческая компания "Урал-Софт", г. Екатеринбург
Наверняка многим руководителям интересно, сколько реально может стоить автоматизация нескольких торговых точек. Расценки могут быть самыми разными, но все варианты объединяет одно: они достаточно дороги.
Рассмотрим конкретный пример внедрения. Предприятие имеет сеть из трех торговых точек и склад. Торговые точки – бутики (продажа одежды, сувениров и т. д.). Центральный склад располагается в здании головного офиса. Итого три территориально удаленных подразделения и основной офис, располагающийся вместе с центральным складом. Задача – автоматизация бухгалтерского и складского учета, управленческого учета (возможность анализа продаж, рентабельности).
Торговые точки имеют по одному рабочему месту. Центральный офис – два (руководитель и бухгалтер), центральный склад – одно. Разработаем схему информационной системы и, в соответствии с ней, рассчитаем стоимость программного обеспечения.
Рисунок 1. Схема информационной системы

Обмен удаленных точек с центральной базой производится с помощью специальной компоненты (УРИБ). Это позволяет в центральной базе иметь сводную картину по сети в целом, а на каждой точке – корректные, относящиеся к ней остатки. Оптимальная периодичность обмена в нашем случае составила один раз день, для каждого проекта она может быть разной и зависит от объемов продаж, частоты поставок. Если на точках есть доступ в интернет, то обмен можно делать через него. Если нет, то придется прибегать к внешним носителям (дискеты, flash) либо использовать в качестве модема сотовые телефоны.
Типовая конфигурация 1С Торговля и Склад дает возможность вести как управленческий, так и складской учет. Рабочее место для ведения бухгалтерского учета следует выделить, поскольку совместное ведение складского и бухгалтерского учета, как показывает опыт, довольно затруднительно (нужна более сложная и дорогая комплексная конфигурация). Обмен торговой базы с бухгалтерией (выгрузка-загрузка) производится с помощью регламентированных обработок, входящих в комплект поставки "1С", также периодически (период выгрузки задается пользователем: сводно за период, по дням, по документам).
Таблица 1. Стоимость программного обеспечения
| 
       N  | 
    
       Программное обеспечение  | 
    
       Кол-во  | 
    
       Цена (долл.)  | 
    
       Сумма (долл.) 
  | 
    
       Назначение  | 
| 
       1.  | 
    
       1С Торговля и Склад 7.7. Локальная версия (один пользователь)  | 
    
       3  | 
    
       280  | 
    
       840  | 
    
       Автоматизация трех торговых точек. Одно рабочее место, возможность подключения торгового оборудования.  | 
| 
       2.  | 
    
       1С Торговля и Склад 7.7. Сетевая версия (три пользователя)  | 
    
       1  | 
    
       480  | 
    
       480  | 
    
       Автоматизация центрального офиса и центрального склада. Три рабочих места  | 
| 
       3.  | 
    
       1С Бухгалтерия 7.7. ПРОФ Локальная версия (один пользователь)  | 
    
       1  | 
    
       240  | 
    
       240  | 
    
       Автоматизация бухгалтерского учета. Одно рабочее место.  | 
| 
       4.  | 
    
       Компонента «Управление распределенными информационными базами»  | 
    
       1  | 
    
       480  | 
    
       480  | 
    
       Консолидация данных торговых точек и центральной складской базы.  | 
| 
       
  | 
    
       
  | 
    
       
  | |||
| 
       Итого:  | 
    
       2040  | 
    
       
  | |||
Перед данным предприятием не стояла задача использовать сканеры штрих-кодов и организовывать дисконтные схемы. Поэтому на удаленные торговые точки были установлены фискальные регистраторы. Одна из наиболее популярных моделей по соотношению цена/качество – "Феликс ФР 02К". Она легко подключается к ПО 1С, все необходимые драйверы, как правило, входят в комплект поставки. Не следует забывать, что необходимо обеспечить компьютерами торговые точки и центральный склад (предположим, что у бухгалтера и руководителя они уже есть).
Таблица 2. Стоимость торгового оборудования и оргтехники
| 
       N  | 
    
       Оборудование  | 
    
       Кол-во  | 
    
       Цена (долл.)  | 
    
       Сумма (долл.) 
  | 
    
       Назначение  | 
| 
       1.  | 
    
       Фискальный регистратор Феликс ФР 02К  | 
    
       3  | 
    
       550  | 
    
       1650  | 
    
       Автоматизация трех торговых точек – выписка кассовых чеков, закрытие смены.  | 
| 
       2.  | 
    
       Компьютер Celeron 1000 МгЦ + 15’’ ЖК Монитор  | 
    
       4  | 
    
       500  | 
    
       2000  | 
    
       Автоматизация трех торговых точек и центрального склада.  | 
| 
       Итого:  | 
    
       3650  | 
    
       
  | |||
На этапе внедрения фактически и формируется основная стоимость проекта. Для специалиста решить такую задачу не составит труда. Достаточно оценить следующие этапы:
- 
  установка программного обеспечения
 - 
  настройка миграции объектов, создание распределенных баз, тестирование автообмена
 - 
  настройка интерфейсов пользователей, прав доступа
 - 
  установка торгового оборудования, тестирование
 - 
  обучение пользователей, заполнение справочников
 
Оптимальный, на мой взгляд, вариант – определить фиксированную стоимость внедрения (в зависимости от квалификации исполнителя и прочих факторов оно может продолжаться от нескольких дней до месяца), в которую включена стоимость хотя бы одного месяца сопровождения. Предположим, полученная сумма составит 1000 долларов США. Таким образом:
Итоговая стоимость проекта: 2040+3650+1000 = 6690 долл.
Стоимость программного обеспечения: 30%
Стоимость оборудования: 55%
Стоимость работ: 15%
Длительность проекта: от 5 до 7 дней, включая первичное обучение пользователей
Данный расчет не претендует на роль эталона – это просто описание реального проекта. Но при составлении договоров на схожие по объемам работ проекты ориентироваться на эту сумму вполне можно (не забывайте, что компания-исполнитель, как правило, получает до 50% от стоимости программного обеспечения и дополнительный процент от продажи торгового оборудования). В конечном итоге стоимость проекта всегда будет зависеть от индивидуальных требований заказчика.
Кого выбрать в качестве подрядчика, решайте сами. Если работы будет выполнять "фрилансер", ему достанется вся сумма (при этом фирма – поставщик ПО наверняка откажется от сопровождения, либо оно обойдется существенно дороже). Если же проектом займется фирма, то непосредственный исполнитель получит до 50% от суммы (что может снизить его энтузиазм) и с сопровождением также могут возникнуть сложности.
На вопрос "Почему 1С 7.7. а не 8.0.?" отвечу просто: в данном случае версии 7.7. было более чем достаточно.
Автор данной статьи не задавался целью обличить алчные фирмы-франчайзи или пропагандировать типовые решения. Это просто описание реального проекта. В данный момент руководство сети получает разнообразные аналитические отчеты (рентабельность продаж в целом, по группам товаров, по торговым точкам, анализ ликвидности и т. д.). На запуск системы с нуля потребовалось шесть дней. При этом не было никакой "разработки баз с нуля", столь популярной в последнее время.
Сергей Колясников
ООО Внедренческая компания "Урал-Софт"
г. Екатеринбург

