Letyshops

Взгляд руководителя на управление через окно финансовой отчетности

Алексей Зайцев
директор консалтинговой компании Management Upgrade
Продолжение.
«Капиталист»: управленческий баланс | «Экономист»: отчет о прибылях и убытках

А вот другой руководитель, который глядит на баланс и терзает себя вопросом о том, в каких же активах сегодня находится прибыль, которую заработало предприятие в отчетном периоде. Эти руководители большое внимание уделяют анализу самого процесса формирования прибыли на основе отчета о прибылях и убытках, поэтому по своей природе являются «экономистами».

Рост компании понимается как увеличение объема продаж, а цель деятельности формулируется как максимально возможная прибыль при достигаемых оборотах. Он твердо знает, что процесс управленческого контроля состоит в сборе данных и определении результатов в процессах снабжения, производства и сбыта.

«Экономист» интуитивно различает такие категории, как «затраты» и «расходы». В течение отчетного периода предприятие несет фактические издержки (затраты) на приобретение материалов, услуг и других ресурсов, и совсем не факт, что все они будут отнесены на уменьшение финансового результата (прибыли) отчетного периода, то есть признаны расходами.

Когда руководители говорят об «управлении затратами», они подразумевают технологии более эффективного использования приобретаемых ресурсов, а вот если речь зашла о «расходах», то дело пахнет калькуляцией прибыли и себестоимости реализованной продукции.

Существует два формата отчетов о прибылях и убытках. Первый раскрывает финансовые результаты текущей деятельности через «себестоимость реализованной продукции», его можно назвать отчетом в формате расходов. Второй – оперирует фактическими производственными затратами компании и в итоге выражает тот же операционный результат, поскольку содержит в себе корректировки на изменение производственных запасов в отчетном периоде.

Современные «экономисты» говорят уже не столько об управлении затратами, сколько о необходимости управления причинами этих затрат. Поэтому и классификацию своих затрат они готовят на основе их причинно-следственной связи. Руководитель одного из отечественных торговых холдингов, объединяющих сеть магазинов модной одежды, взял и заменил традиционную классификацию затрат по статьям классификацией по направлениям управленческих усилий.

Все свои затраты он прогнал через сепаратор простого вопроса: каким фактором объясняется наличие этого вида затрат? В результате такого анализа выяснилось, что причинами одних затрат является персонал компании (есть специалист – есть проблема), а других – например, наличие торговых площадей (открыли новый магазин – потянулись арендные и коммунальные расходы).

В результате выделились следующие направления использования ресурсов:

  • инвестиции в продукт;
  • инвестиции в торговые площади;
  • инвестиции в персонал;
  • инвестиции в продвижение компании на рынке;
  • административные расходы (в разрезе подразделений).

az2.gif (10210 bytes)

Теперь, анализируя отчет о прибылях и убытках, собственник этой компании видит подробный список арендных расходов и использованных материалов и обладает полным представлением об изменении направления усилий руководства, поскольку эти усилия и влияют на эффективность деятельности компании.

Начало в выпусках: #196
Продолжение в выпусках: #198
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Алексей Зайцев

 

 

Реклама: