Letyshops

Состояние рынка Интернет -услуг

Кудрявцев Алексей
ведущий специалист информационно-аналитического отдела «Коминфо Консалтинг»

Введение

Как известно, моментом, с которого начинается история Интернета в России, считается первая половина 90-х годов. С этого времени благодаря высокому интересу к новым технологиям со стороны представителей как частного, так и корпоративного сектора он развивается прямо-таки сверхдинамично. Об этом прежде всего свидетельствует базовый статистический показатель – количество пользователей. Так, например, уже в 1997 году их насчитывалось около 1 млн.

В масштабах России эта цифра означает, что доступ к Сети на тот момент имели 5 человек из 1000. А на протяжении последних 5 лет максимальная аудитория (здесь: все посетители Сети от 18 лет и старше, включая тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения) Интернет а ежегодно прирастала в среднем на 79%, при этом на этапах «взлета» рост достигал 200%.

Что касается Ядра, то его среднегодовой прирост в период 1997– 2001 годов составил 54%, а наибольшее значение было зафиксировано в 1997 году – 167%. Прирост максимальной аудитории существенно опережает прирост численности пользователей Ядра – это говорит о том, что ее насыщение произойдет раньше. Ядро составляет 40% максимальной аудитории.

На фоне 5-процентного прироста абонентов традиционной телефонии количественные характеристики Интернет а весьма впечатляют и сопоставимы только с сотовой связью.

Учитывая данные за I полугодие 2001 года, а также оперативную информацию за II полугодие, на начало 2002 года количество пользователей Сети, составляющих Ядро, оценивается в 4,5 млн. человек.

Больше серверов!

Как отмечено выше, на начальном этапе распространения Интернет а в России степень проникновения была близка к 1% населения. В конце 2000 года данный показатель достиг уже 2%, а на начало 2002 года увеличился до 3 пользователей Сети на 100 жителей. Что касается максимальной аудитории, то цифры значительно выше: 8 пользователей на 100 человек населения.

В пользу тенденции быстрого роста этого рынка свидетельствует и количество серверов в российской части Интернет а. Первые хосты с суффиксом .ru появились в России в 1993 году. Их было всего около 60. Среднегодовой темп прироста за период 1993–2001 – 230% в год, а за последние 5 лет – 94%. Ожидается, что к концу 2001 года число хостов достигнет 900 тыс.

В глобальной сети среднегодовой прирост за аналогичный период составил 75% в год, что свидетельствует о начальном, более динамичном этапе развития Интернет а в России. Это подтверждается и более высоким темпом прироста в стране количества компьютеров с выделенным IP-адресом – на 40% выше среднемирового, а также Интернет-серверов, которых в 1994 году было зарегистрировано всего 20. А к концу 2001 года аналитики ожидают, увеличение их количества до 412 тыс.

Среднегодовой прирост этого показателя за период 1994 – 2001 годов составил 245%, а за последние 5 лет – 150%. Что касается серверов, то российские показатели существенно лучше, чем в среднем по миру. Повышается уровень информационного наполнения российского сегмента. Ожидается, что к концу 2001 года доля Интернет -серверов в общей численности хостов достигнет 46%, тогда как в среднем по миру – 25%.

Как у всех

Что касается рынка Интернет-услуг в России, то в современной структуре он начал формироваться всего около трех лет назад. На конец 2001 года его объем оценивается в 380-390 млн. долларов. Динамика развития его отдельных сегментов неравномерна: возникали они с большим отрывом друг от друга.

Изучив мировую историю Интернета, можно сделать заключение о нормальном протекании процесса становления и формирования этого специфического сегмента отрасли связи: подобная неравномерность наблюдалась и в США, и в странах Западной Европы.

Как и в других государствах, первыми в России сформировались сегменты рынка, состоящие из фирм, предоставляющих услуги доступа в Сеть и размещения клиентских сайтов (хостинг), затем развивались сегменты Интернет-рекламы, электронной коммерции и, наконец, IP-телефонии.

Продолжение в выпусках: #204, #205

 

 

Реклама: