Letyshops

Покажите мне экономию

Эндрю Остерланд
CFO Magazine

Привычка свыше нам дана

Электронное выставление и оплату счетов называли одним из наиболее перспективных направлений, которое должно было изменить к лучшему жизнь потребителей и предприятий.

Действительно, кому может нравиться возиться с бумажками, выписывать чеки, заклеивать конверты? Кто будет сожалеть обо всей этой нудной работе, задержках, затратах на ручной документооборот? Тем не менее, электронное выставление счетов и платежи (electronic bill presentment and payment, EBPP для потребителей и EIPP ( i - invoice) для предприятий), решительно не оправдали больших ожиданий.

Несмотря на потенциальную экономию затрат и эффективность новой формы расчетов, людям трудно отказаться от прежних привычек. Как утверждает консалтинговая фирма Gartner, в прошлом году американские потребители оплатили в онлайне только 1% счетов. 82% платежей B2B проведены по старинке, бумажным чеком, сообщает компания Celent Communications (ИТ-консалтинг).

Почему ситуация такова? Нерешительность индивидуальных потребителей понятна: люди неохотно доверяют киберпространству частную финансовую информацию и, судя по всему, пройдут годы, прежде чем их отношение изменится. Хотя некоторые компании достигли больших успехов в области электронных платежей, большинству еще предстоит доказать эффективность и экономичность онлайнового управления счетами.

Сложнее объяснить вялый энтузиазм предприятий. Большинству компаний уже известны преимущества электронных систем, таких Automated Clearing House (автоматизированная клиринговая палата) и wire transfers. Финансисты видят большой потенциал автоматизации дебиторских и кредиторских расчетов на базе Интернета.

Согласно результатам исследования, которое провел аналитик из Gartner Авива Литан (Avivah Litan), компания может сэкономить 7,15 доллара на каждом счете, выставленном через Интернет, а не на бумаге. Для крупной компании, количество счетов которой достигает в среднем 792 тысяч в год, экономия может составить 5 млн. долларов. Средний объем капиталовложений в систему EIPP не превышает 500 тыс. долларов, поэтому, чтобы окупить систему, фирме достаточно выставлять в электронном виде 2,3% своих счетов.

Звучит убедительно, но возникает другой вопрос. На фоне слабой экономики и низкой прибыли в корпорациях финансовое начальство ныне относится к проектам в области е-коммерции весьма скептически, и приложения EIPP не исключение.

Пару лет назад компании работали в режиме давай попробуем , и убедить их было просто, говорит Брайан Хинтон (Brian Hinton), вице-президент Bottomline Technologies (поставщик программ EIPP). Теперь они заняли позицию докажи .

Информация, предоставленная другими поставщиками EIPP, подтверждает выводы, сделанные Gartner. Хинтон надеется убедить финансистов, что вложенные в EIPP деньги принесут скорую и ощутимую выгоду.

Прямая экономия затрат только один элемент общей картины. Фил Хулехэн (Phil Hoolehan), финансовый директор Blistex Inc., в настоящее время внедряет систему EIPP и надеется, что ее окупаемость будет высокой благодаря улучшениям в управлении оборотными средствами, прогнозировании потока наличности, показателях производительности труда.

Преодолеть инерцию

Против электронного выставления и оплаты счетов работает не только экономика, но и инерция банков, особенно в США. В Канаде, где тон в отрасли задают пять крупнейших учреждений, банки согласовали единый стандарт предъявления и оплаты электронных счетов. Это помогло развивать EBPP быстрее, чем в Америке.

Каждый американский банк имеет, как правило, свою стратегию, свой уникальный подход. Большинство видят в электронном выставлении счетов угрозу своим отношениям с клиентами, поэтому неохотно создают единую с конкурентами технологическую платформу. Альянс Spectrum EBP, в который вошли шесть из десяти крупнейших банков США, был создан для учреждения технологических стандартов почти десять лет назад, но с тех пор мало что изменилось.

На рынке EIPP банки меньше заботятся о своей позиции посредника в управлении наличностью корпораций и больше о необходимости помочь клиентам перейти к EIPP.

Мы считаем это продолжением наших услуг, говорит Пол Маркович (Paul Markovic) из National City Bank в Кливленде. Банки сейчас занимают центральное место в сфере платежей, и надо подумать, как сохранить это место в будущем .

Клиентам необходимы банки, которые помогут им достичь прямого документооборота: счет-фактура оплата главная книга. Мы чувствуем себя гораздо увереннее, работая именно с банком, а не с дот-комом , говорит Хулехэн из Blistex.

Все чаще банки выходят на ринг: договариваются с поставщиками о перепродаже их ПО, берут на себя роль интегратора, помогая клиентам работать с системами ERP и внедрять EIPP.

Темпы развития EIPP пока невелики, но Норберто Спангаро (Norberto Spangaro), глава Citibank E-Business в американском регионе, уверен, что через пару лет они возрастут. Речь идет о процессе изменения людей, а всякое значительное изменение дело сложное говорит он. Компании не спешат переходить на EIPP, но те, кто это сделал, очень довольны .

Продолжение в выпусках: #180

 

 

Реклама: