Letyshops

EVAномика приобретает популярность

С. Пустовалов

Начало в выпусках: #166

Основная идея EVA: акционеры должны получать доход, который компенсировал бы принятый риск.

Большинство компаний используют множество показателей для описания финансовых результатов. Стратегический план часто основывается на росте дохода или рыночной доли. В тоже время индивидуальные продукты или целые линии оцениваются показателями доходов или денежных потоков. Отдельные подразделения могут быть охарактеризованы показателями рентабельности активов или текущей стоимости.

Финансовые отделы, как правило, анализируют инвестиции, используя показатель чистой текущей стоимости. Бонусы западных менеджеров и руководителей подразделений обсуждаются ежегодно и привязываются к чистой прибыли. С EVA процесс финансового управления ориентируется только на один показатель, благодаря которому систему становится легче использовать и понимать.

EVA относительно простой способ оценки деятельности компании, при котором учитывается чистая операционная прибыль, стоимость и количество капитала, находящегося в управлении.

EVA оценивает экономический результат после вычета средней стоимости капитала (WACC). WACC это взвешенная в среднем в процентах стоимость кредитов и минимальной доходности. Умноженная на среднее количество работающего капитала, она дает себестоимость использования средств.

Пример. Если чистый рабочий капитал составляет 1 млн. долларов, а долгосрочные активы 4 млн. долларов, то компания имеет работающий капитал в размере 5 млн. долларов. Допустим, менеджмент определил, что средняя стоимость капитала (включая кредиты и акционерный капитал) равна 20%. В этом случае акционеры не получат экономической добавленной стоимости, если компания заработала 1 млн. долларов (5 млн. работающего капитала х 20% WACC) чистой операционной прибыли после налоговых выплат.

EVA сравнивает операционную прибыль компании и стоимость работающего капитала:

EVA = Чистая прибыль Стоимость Капитала

или

ЕVA = Чистая прибыль Средняя Стоимость Капитала (WACC %) х Сумма Работающего Капитала.

WACC = Средняя Стоимость Капитала, основанная на стоимости долгов и акционерного капитала.

EVA показывает, что произошло со стоимостью компании. Согласно концепции EVA, если доход превышает стоимость капитала, увеличивается рыночная стоимость компании (и наоборот). Для организаций, котирующихся на рынке, Бенет Стюарт (основатель теории) определил другой показатель Рыночная Добавленная Стоимость (Market Value Added, МVA).

Если рыночная стоимость компании больше инвестированного в нее капитала, то компания управляется успешно. В противном случае она уничтожает часть денег акционеров.

Рыночная Добавленная стоимость (MVA) = Рыночная Стоимость Компании Балансовая Стоимость Активов.

Согласно теории Стюарта, рыночная добавленная стоимость показывает, насколько компания прибавила в цене или потеряла из инвестиций акционеров. Успешные фирмы, увеличивая MVA, повышают рыночную стоимость инвестированного капитала, а неуспешные понижают.

MVA = Балансовая Стоимость Активов + Дисконтированная стоимость всех будущих EVA.

На рисунке отражено различие в рыночной стоимости между двумя компаниями (прибыльной и убыточной) при равной балансовой стоимости активов.

sp1.gif (5159 bytes)

Источник: Консалтинговая компания Corporate Advisers LLC.

Чтобы проиллюстрировать важность различий между рыночной стоимостью компании и MVA, рассмотрим случай с General Motors. В конце 1988 года рыночная капитализация фирмы достигала 25 млрд. долларов, а балансовая стоимость активов 45 млрд. Это значит, что компания инвестировала 45 млрд. долларов, полученных от акционеров, чтобы создать бизнес стоимостью 25 млрд. Соответственно, GM имела отрицательную рыночную добавленную стоимость (MVA) в размере 20 млрд. долларов.

Рыночная капитализация компании Merck в конце того же года также составляла 25 млрд. долларов. Однако балансовая стоимость активов равнялась 5 млрд. (даже после добавления затрат, произведенных на исследование и развитие), так что компания имела положительную MVA размером 20 млрд. долларов.

При одинаковой рыночной капитализации менеджмент компании Merck принес своим акционерам 20 млрд. долларов, тогда как менеджмент General Motors уничтожил такую же сумму.

 

 

Реклама: