Letyshops

ERP и электронная коммерция: э-волюция

Тони Ситатен

Вы могли бы подумать, что сочетание электронной коммерции и ERP стало бы брачным союзом из числа тех, которые заключаются на небесах. Концепция кажется очень простой: клиент, поставщик или деловой партнер выполняет транзакцию на корпоративном Web-сайте или в Интернете. Это, в свою очередь, автоматически запускает необходимые процессы внутри ERP-системы, включая поиск источников снабжения, контроль товарно-материальных запасов, распределение и учет. К тому же большинство поставщиков ERP-систем заявляют о том, что их программные продукты поддерживают возможности электронной коммерции. Но с другой стороны, эксперты рисуют несколько иную картину.

"Все говорят о том, что имеют функциональные возможности электронной коммерции и работы в Web, - говорит Фарида Ку, директор консультационного подразделения Arthur Andersen в Сингапуре. - Мы используем для работы с клиентами возможности электронной коммерции, а в ERP-системах эти возможности не поддерживаются. Наверное, ситуация изменится с выходом новых версий". Вместо того чтобы ждать выхода новых версий, консультационные фирмы вроде Andersen Consulting и PricewaterhouseCoopers занимаются созданием по заказам своих клиентов клиентской части к ERP-системам, поддерживающей работу в Web. "Движущими факторами в развитии ERP в настоящее время являются такие технологические достижения, как развитие электронной коммерции типа бизнес-бизнес, а также необходимость сохранять конкурентоспособность на рынке", - говорит Крис Беннет из PricewaterhouseCoopers.

Другими словами, те поставщики ERP-систем, которые игнорируют Интернет, могут попасть в неприятное положение. "Любой серьезный поставщик ERP-систем, который хочет подтвердить свой статус, обязан иметь продукт, поддерживающий работу в Web. В противном случае ему придется оставить этот бизнес", - говорит Маниш Шарма, генеральный директор по Тихоокеанскому региону сингапурской компании Domain Manufacturing. Сейчас в этой области вперед вырвалась компания Oracle: подавляющее большинство из ее 45 ERP модулей поддерживают работу в Web и обеспечивают доступ при помощи Web-броузера. Эти приложения предназначены для получения и представления данных с использованием простого Web-броузера с целью вывода ежедневных отчетов о деятельности компании, отображения трендов, результатов продаж, величины прибыли по конкретным продуктам, а также таких подробностей, как показатели работы поставщиков или качество продукции, сходящей с конвейера. Кроме того, Oracle недавно объявила о выходе Internet Commerce Server (ICS), приложения для электронной коммерции типа бизнес-потребитель, которое обеспечивает интеграцию с ERP-приложениями Oracle, предназначенными для работы с заказами, товарно-материальными запасами и клиентами. "В основном, это приложение дает пользователю возможность принимать более обоснованные решения в конце рабочего дня", - утверждает Леонард Джайямохан, старший консультант из подразделения Oracle Systems в Юго-Восточной Азии.

Другие ведущие поставщики в настоящее время предлагают только частичный доступ к своим ERP-системам через Web. Однако они стараются догнать Oracle. Компания PeopleSoft недавно объявила о серии инициатив в области электронного бизнеса. Эти инициативы, в основе которых лежит концепция под названием PeopleSoft Business Network, включают в себя создание программной основы (e-commerce backbone) и расширений электронного бизнеса, расширений для ведения продаж и управления цепочками создания стоимости, а также поддержку электронных деловых сообществ. Частью стратегии Business Network является разработка единой Web-консоли, что означает совместное использование данных из внутренних и внешних источников, в том числе данных о финансовой деятельности, работе персонала и функционировании логистических цепочек. Компания рассматривает Business Network в качестве основного способа упрощения бизнес-процессов на уровне нескольких предприятий, образующих, по определению PeopleSoft, электронные деловые сообщества.

SAP, тяжеловес этой отрасли, занимается встраиванием в свой флагманский продукт R/3 модулей для работы в Интернете. По словам Александра Обе, менеджера сектора технологий бизнеса в подразделении SAP по Тихоокеанскому региону и Юго-Восточной Азии, его компания предлагает поддерживающие работу в Web компоненты, которые связывают модули управления персоналом и осуществления покупок с поддержкой оптовых закупок типа бизнес-бизнес, предоставляя возможности ведения прямой и косвенной электронной коммерции. "Закупки в непроизводственных целях (косвенные закупки - indirect procurement), которое не являлись частью производственной системы, теперь могут осуществляться через Web", - замечает Обе. PT Astra Indonesia, индонезийская автомобильная компания, используя SAP, недавно соединила клиентские места приложений ERP, установленные в отделе оптовых закупок, с системами своих различных поставщиков.

Кроме того, фирмы, специализирующиеся на электронной коммерции, разрабатывают собственное программное обеспечение, которое работает совместно с R/3. Компания Sterling Commerce, поставщик программного обеспечения электронной коммерции и других услуг, интегрировала свою систему GENTRAN:Server с приложениями SAP R/3 в нескольких азиатских компаниях, включая Shell Eastern Petroleum. По словам Даниеля Лоха, руководителя азиатско-тихоокеанского отделения Sterling Commerce, в Eastern Petroleum использование GENTRAN Messaging Server под Windows NT предоставляет в распоряжение поставщиков возможности серверной части R/3; возможна связь и в обратном направлении. "Теперь с помощью приложений SAP R/3 компания может интегрировать процесс создания заказов на покупку с получением заказов от поставщиков, - говорит Лох. - Отклик от поставщика приходит почти мгновенно".

Конечно, это обещает прекрасное будущее ERP-системам в Интернете. "Использование Интернета для интеграции с ERP-системами звучит великолепно, так как большинство работающих через Интернет программ слишком легковесны, - говорит Дерек Джадж, директор консультационной фирмы Microvista Consultancy. - Сочетание Интернета и ERP создает очень мощный инструментарий электронной коммерции".

 

 

Реклама: