Letyshops

Особенности российского и западного менеджмента

Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.

Чему учат в школе

В России любое образование (в том числе обучение менеджеров) предполагает приоритет теоретических знаний. Практика вторична. Считается, что теоретически подкованный менеджер всегда найдет выход в практической ситуации.

На Западе подход совершенно иной. Там технические знания не считаются обязательными для руководителя, даже если он управляет техническим отделом или производственным предприятием.

Основное качество менеджера - умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной.

Согласно западной теории управления, "технический специалист может попросить технической помощи без ущерба для своего авторитета, но он не может попросить других принять за него административное решение" (Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся! - М.:Фонд "За экономическую грамотность", 1992, с.8).

Также считается, что "менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных" (там же, с 13).

В западных бизнес-школах большое внимание уделяют разбору практических случаев, так называемых кейсов ("case" - случай) - примеров, которые не имеют единственного правильного решения.

Каждый кейс разбирается в группах. Задача участников - найти решение сложной ситуации (всем вместе или поодиночке), рассказать о нем и объяснить, почему его можно считать оптимальным.

Как правило, в конце занятий все участники ставят оценки друг другу и преподавателю. В качестве домашнего задания студенты получают задание описать один или несколько кейсов из собственной практики.

При таком подходе менеджер учится анализировать нестандартную ситуацию и находить оптимальное решение. Он быстро мыслит, легко ориентируется в нестандартной обстановке и эффективно руководит компанией или отделом в условиях быстро меняющейся ситуации. Как правило, он не задерживается на фирме со сложившимся неторопливым методом работы и руководства.

Менеджер или руководитель

Эти два термина (менеджер и руководитель) настолько часто употребляются вместе, что их нередко считают синонимами. Однако это не так.

Западное понятие "менеджер" (manager) несколько шире российского - "руководитель".

В России руководитель - это человек, который, в первую очередь, распоряжается людскими ресурсами и иногда использует финансовые (премия), технические (транспорт, оборудование), информационные. На Западе все ресурсы менеджера (денежные фонды, информация, оборудование, материалы, рабочая сила) считаются одинаково ценными.

От простого работника западный менеджер, как правило, отличается не наличием подчиненных, а уровнем принимаемого решения (степень влияния на прибыль компании). Если уровень достаточно высок (сотрудник определяет несколько процентов прибыли), то должность может называться менеджерской, независимо от количества подчиненных.

Возможны ситуации, когда менеджер совсем не имеет подчиненных (менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, менеджер склада или производственной линии).

"Когда менеджер начинает понимать, чего от него ждут, и овладевает средствами управления (денежными фондами, информацией, оборудованием, материалами, рабочей силой) он принимает на себя ответственность за максимально эффективное использование этих средств... Самые слабые звенья в цепи - информация и люди" (там же, с 14).

Навыки презентации

Ключевыми для западного руководителя считаются навыки презентации (presentation skills). Их получают еще в школе, тренируют в институтах и бизнес-школах, по ним регулярно проводят занятия в западных компаниях.

Предмет презентации, как правило, не имеет значения. Это могут быть достижения подразделения, новый бюджет, новый товар или собственные успехи. Умение общаться с аудиторией нередко ценится выше, чем талант вести переговоры один на один (communications skills).

В России навыки презентации и публичного выступления не играют серьезной роли. Гораздо больше ценится умение наладить личный контакт, хотя и ему, как правило, не придают значения в институтах.

Серьезным недостатком российского высшего образования Запад считает чрезмерное внимание к технической и информационной стороне, в ущерб навыкам общения и принятия решений (John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.54).

Различия между российским и западным менеджментом состоят не только в знаниях, которые менеджеры получают в процессе обучения, но и в отношении к окружающим людям и обстоятельствам.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #137, #138, #139, #140, #141, #143, #144

 

 

Реклама: