Letyshops

Зарубежные стандарты учета и отчетности

Соловьева О.В.

Начало в выпусках: #55, #56, #57

Комитет по стандартам учета для государственных органов (Governmental Accounting Standards Board GASB)

Этот комитет был создан в 1984 г. для разработки стандартов учета и отчетности для государственных органов власти: для руководящих органов штатов и местных органов власти (State and local governments). Комитет работает под наблюдением FAF и активно сотрудничает с Консультативным советом по стандартам учета для государственных органов (Governmental Accounting Standards Advisory Council - GASAC), то есть порядок и правила его деятельности аналогичны порядку деятельности FASB (см. рис.1), а издаваемые документы выполняют те же функции и имеют те же названия.

os1.gif (4847 bytes)

Рисунок 1. Организации, отвечающие за разработку стандартов учета

Вопрос о существовании органа, дублирующего функции FASB в отношении системы учета для государственных органов власти, в США остается спорным. Однако именно такая организационная структура для процесса стандартизации учета существует в настоящее время.

Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC)

SEC была создана в 1934 г. как независимая регулирующая организация Правительства США, основной функцией которой является регулирование всех аспектов выпуска и продажи ценных бумаг коммерческими организациями. Комиссии дает право определять требования, предъявляемые к внешней финансовой отчетности, и используемые учетные стандарты и практику компаний, попадающих под ее юрисдикцию, т.е. компаний, выпускающих акции в открытую продажу и зарегистрированных на биржах. Такие компании обязаны предоставлять (file) SEC годовые финансовые отчеты, заверенные аудитором, по форме 10-К и квартальные финансовые отчеты без подтверждения аудитора по форме 10-Q. Для получения разрешения на выпуск ценных бумаг компании должны предоставить SEC программу (проспект) выпуска, содержащую информацию о компании, ее представительствах и о финансовом состоянии, заверенную аудитором.

SEC выпускает собственные документы, касающиеся регулирования учета: Правила S-X (Regulations S-X), содержащие требования к составлению и формы финансовых отчетов, которые должны быть предоставлены SEC; Релизы (выпуски) по финансовой отчетности (Financial Reporting Releases); Релизы (выпуски) по обязательны правилам учета и аудирования (Accounting and Auditing Enforcement Releases) и другие публикации.

SEC является одной из немногих правительственных (государственных) организаций, которая наиболее активно влияет на разработку стандартов учета в США. Однако несмотря на свое право регулировать ведение учета и составление отчетности для зарегистрированных компаний, Комиссия тесно сотрудничает с FASB и требует соблюдение стандартов, разработанных "бухгалтерской профессией". В то же время, SEC часто идентифицирует проблемы, возникающие в сферах, где, с ее точки зрения, интересы инвесторов ущемляются, и оказывает давление на FASB для из разрешения.

Американская бухгалтерская Ассоциация (American Accounting Association - AAA)

AAA - это ассоциация профессоров и преподавателей бухгалтерского учета и практикующих бухгалтеров, основной целью которой является развитие теории бухгалтерского учета, инициирование и финансирование научных исследований в области бухгалтерского учета, улучшение преподавания учета и учетного образования. Ассоциация осуществляет свою деятельность через комитеты, публикует монографии, отчеты комитетов и периодические издания ("Бухгалтерское обозрение" (Accounting Review), "Бухгалтерские горизонты" (Accounting Horizons) и др.). Публикации ААА, касающиеся теории и принципов учета, носят рекомендательно прогнозный характер, отвечая на вопрос: "каким должен быть учет", а не описывают существующие GAAP. ААА играет достаточно большую роль в разработке стандартов учета, как с точки зрения развития теории, так и с точки зрения практических рекомендаций и отзывов на Меморандумы для обсуждения и Предлагаемые проекты стандартов, рассылаемые FASB.

Кроме вышеназванных, проблемами учета занимаются Институт управленческих бухгалтеров (Institute of Management Accountants), Институт финансовых руководителей (Financial Executives Institute) и ряд других.

Таким образом, мы рассмотрели деятельность организаций, разрабатывающих теорию и практику финансового учета, правила и процедуры, регулирующие ведение учета и составление отчетности и стандартизирующие учетный процесс в США. Все вышеназванные документы представляют собой "систему GAAP".

4 уровня системы GAAP

GAAP - это система бухгалтерских стандартов и процедур, обладающая своей иерархической структурой. Как правило, выделяют 4 уровня системы GAAP. Такое деление обусловлено тем, что, согласно Правилам этики независимых общественных дипломированных бухгалтеров (Правило �), упоминавшимся выше, аудитор может дать стандартное заключение о финансовой отчетности компании только, если она составлена в соответствии с общепринятыми принципами учета (GAAP). Соответственно, 4 уровня системы GAAP определяют обязательность исполнения тех или иных стандартов - документов, принятых уполномоченными организациями.

1 уровень

Официально установленные принципы (стандарты) учета - документы FASB и предшествующих ему организаций:

  • Положения о стандартах финансового учета (FASB);
  • Интерпретации (FASB);
  • Мнения АРВ (AICPA), не отмененные последующими решениями FASB;
  • Бюллетени бухгалтерских исследований CAP (AICPA), не отмененные последующими решениями FASB.

Для государственных органов власти (штатов и местных) используются Положения и Интерпретации GASB.

Если финансовая отчетность компании не удовлетворяет требованиям этих документов, то аудитор не имеет права давать стандартное заключение, за исключением необычных, экстраординарных случаев, когда следование общепринятым стандартам искажает сущность отчетности.

Документы первого уровня - это обязательные стандарты учета. Достаточно часто эту часть GAAP отождествляют с GAAP в целом, хотя, по мнению автора, здесь можно говорить лишь о GAAP в узком смысле или об основной части системы GAAP.

2 уровень

Документы, принятые уполномоченными профессиональными бухгалтерскими организациями, утвержденные в соответствующем порядке и устанавливающие определенные бухгалтерские принципы (стандарты) или описывающие общепринятую существующую практику. К ним относятся: Отраслевые руководства по учету и аудиту (AICPA), Заявления о позиции (AICPA), Технические бюллетени (FASB, GASB).

К данным источникам информации аудитор должен прибегать, если бухгалтерская трактовка учетного события не специфицирована в категории документов 1 уровня.

3 уровень

Сложившаяся практика и документы, которые являются "общепринятыми", поскольку представляют собой превалирующий способ учета в определенной отрасли или широко используются в конкретной ситуации. Этот уровень представлен Учетными интерпретациями (AICPA) и широко используемой практикой в отраслях.

Во втором и третьем случае аудитор может дать стандартное заключение, обосновав бухгалтерскую трактовку. Документы 2 и 3 уровня являются предпочтительными GAAP, в отличие от 1 уровня.

4 уровень

Бухгалтерская практика, рекомендованная другими документами и бухгалтерской литературой. К документам этого уровня относятся Положения (АРВ), Доклады о проблемах (AICPA), Практические бюллетени (AICPA), Положения рабочей группы по возникающим проблемам (FASB), Положения о концепциях финансового учета (FASB) и другие документы профессиональных организаций и регулирующих органов (например, SEC), а также бухгалтерская литература и периодика. Использование этих источников информации зависит от данных конкретных обстоятельств, специфики документа, статуса организации, выпустившей документ (очевидно, что документы FASB имеют большую значимость, чем статья в журнале). Заключение аудитора в этом случае будет базироваться в большей степени на профессиональном суждении.

Таким образом, GAAP представляет собой иерархическую систему стандартов учета (в широком смысле) США.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #59, #61, #62, #64

 

 

Реклама: