Letyshops

Природа регулируемых и некоммерческих организаций

Начало в выпусках: #31

Учебный курс АССА

Общественный сектор, включая национализированные отрасли

В современном обществе самостоятельным крупнейшим потребителем ресурсов является государство. В этом разделе мы обратимся к "государственному сектору", который включает Гражданскую службу вместе с национализированными отраслями. Так как бухгалтерский учет для государственного сектора выделяет вопросы и проблемы, отличные от рассматриваемых в бухгалтерском учете для частного сектора, мы изучим их здесь отдельно.

В предыдущих блоках мы видели, что в частном (коммерческом) секторе доминирующей целью является получение прибыли при поддержании достаточной ликвидности предприятия и соблюдении этических норм. Хотя эта цель может быть трудно достижима на практике, ее преимущество состоит в том, что она является очень конкретной, относительно легко рассчитываемой и в общем понятной. Расчет прибыли для целей внешней отчетности должен производиться в соответствии с определенными бухгалтерскими стандартами, установленными и принятыми гильдией бухгалтеров. Прибыль или убыток - это давно установленный критерий для измерения того, насколько хорошо действует компания частного сектора. Оценка деятельности компании производится относительно прибылей, так что непредвиденные убытки вызывают цепную реакцию расследования и исправления. Так как первоначальная цель исчисляется и измеряется в денежном выражении, система информации и отчетности называется финансовыми данными. Связь между конкретной целью и оценкой различных альтернативных вариантов ее достижения очевидна.

Если мы переключим наше внимание на общественный сектор, то несовпадение целей становится явным. Общественный сектор огромен, он включает всю Гражданскую службу, в том числе учителей, преподавателей университетов и т.д., а также множество национализированных отраслей. Национализированные отрасли - это в основном те корпорации, которые учреждены постановлением парламента, но все еще имеют значительную степень независимости от последнего. Эти национализированные отрасли действуют в рамках определенных политических директив, издаваемых правительством. Однако состав национализированных отраслей непостоянен.

Правительство консерваторов в течение 1980-х проводило политику выборочной приватизации. Хотя эта приватизационная политика является политическим вопросом, ясно, что сейчас имеется две достаточно различных категории национализированных отраслей:

В первую группу входят в основном те прибыльные отрасли, которые подготовлены для окончательной продажи частным инвесторам. (Многие такие отрасли уже проданы.)

Во вторую группу входят те отрасли, которые, вероятно, останутся в государственной собственности в обозримом будущем. К этой группе относятся те отрасли, которые правительство не может продать из-за того, что они сопряжены с постоянными крупными операционными убытками, и те отрасли, которые государство не желает продавать, потому что они обеспечивают общественные услуги, которые не мог бы оказывать частный сектор. Именно эта вторая категория национализированной промышленности останется после приватизации, которую мы рассмотрим ниже. Однако эти принципы могут также применяться в более широком контексте государственного сектора.

Многие из остающихся национализированных отраслей имеют стратегическое значение для экономики Соединенного Королевства и могут сохранять монополию на рынке. Это предполагает, что их цели могут не совпадать с целями компаний частного сектора. В государственном секторе не может быть единой доминирующей цели в виде конкретной отрасли или конкретной программы государственных затрат. Более того, эти цели, которые, например, могут быть установлены постановлениями парламента, обычно определяются очень широко.

Двумя основными целями, общими для всех отраслей, являются следующие:

  1. Обеспечивать на постоянной основе производство определенной продукции или оказание услуг, например, Управление почт и телеграфа обязано доставлять почту во все уголки Соединенного Королевства
  2. Учитывать общественные интересы, особенно в отношении служащих и местного населения.

Таким образом, многие государственные программы предполагают обеспечение услуг для достижения экономических и общественных целей. Эти экономические и общественные цели по самой своей природе не позволяют оценивать любой элемент государственных затрат только с коммерческой или финансовой точек зрения. Противоположность государственного и частного секторов можно проследить по различиям в их основополагающих целях.

Эффективность и результативность

Фундаментальным вопросом в бухгалтерском учете для государственного сектора является обеспечение информации о предполагаемом и фактическом воздействии на конкретный случай и об относительной результативности, с которой выполняется задача. Отчетность должна быть связана с эффективностью и результативностью.

Задание

Дайте определение терминов:

  • Эффективность
  • Результативность

Эффективность в широком смысле можно определить как степень успешности программы в достижении предполагавшейся цели. Чтобы быть эффективной, организация должна выработать политику, которая обеспечила бы достижение конкретных целей. Она также должна преуспеть в реализации этой политики на практике.

Результативность, с другой стороны, стремится измерить затраты на единицу продукции при выполнении поставленных задач; другими словами, она выражает связь между вводимыми ресурсами, требуемыми для выполнения задачи, и фактическим выходом продукции, выраженном в товарах и услугах.

Различие между этими двумя принципами имеет большое значение, поскольку можно иметь очень результативные программы, которые будут неэффективны для достижения целей, и наоборот. В идеале, отчетность государственного сектора должна включать оба эти принципа, которые в сумме равняются "ценности денег".

Связь между эффективностью и результативностью может быть выражена следующим образом. Конечный результат любых государственных затрат состоит в достижении определенных целей, например, требуемого воздействия. Оценка таких затрат должна производиться относительно этих целей. Воздействие достигается путем отбора из вариантов вводимых ресурсов. Например, здоровье населения можно улучшить путем увеличения числа больничных коек или с помощью более правильного использования медицинского персонала. Дискуссия относительно этого выбора - это дискуссия об эффективности средств. Как эти средства достигают желаемого результата?

Воздействие
------------------ = Эффективность
Отдача

Однако, чтобы добиться отдачи, правительство должно вложить финансовые ресурсы. Отношение между отдачей (например, количеством подготовленных врачей) и вложенными ресурсами (например, стоимость программы обучения) представляет собой результативность программы.

Отдача
------------------------------ = Результативность
Вводимые ресурсы

Связь между эффективностью и результативностью можно изобразить следующим образом:

Вводимые ресурсы Отдача Воздействие
Результативность Эффективность
Оправданность денежных затрат

Рисунок 1. Связь между эффективностью и результативностью

Во многих отношениях должно быть ясно, что достижение эффективности и результативности (а следовательно, оправданности денежных затрат) является не более чем хорошим управлением, и на этом уровне концептуально нет никакой разницы между управлением в государственном и в частном секторе. Любой управляющий должен воздействовать на операцию, за которую он или она отвечает, чтобы максимизировать отдачу относительно вводимых ресурсов, и чтобы достичь четко определенных целей.

Несмотря на сказанное выше, многие организации государственного сектора будут составлять финансовый отчет, детализирующий доходы и расходы за год, вместе с годовым избытком или дефицитом за отчетный период. Такие отчеты являются законодательным требованием. Традиционные финансовые отчеты разрабатывались как средство санкционированных отчетности и контроля. Они удобны для управляющих, поскольку сметы составляются этим же способом, а посему относительно легко оценить, какие программы вписываются в смету, а какие превышают ее. Это также позволяет сравнивать статьи затрат с течением времени. Однако эти традиционные финансовые отчеты, хотя и выполняют конкретную функцию, очень ограничены для целей общей оценки. Без некоторых средств измерения степени, в которой программа достигает своей цели, трудно представить, как можно сформировать обоснованные суждения относительно того, следует ли предоставить дополнительную финансовую поддержку предприятию, использующему общественные фонды, следует ли усовершенствовать его деятельность или полностью прекратить ее. В такой обстановке составление годовой сметы неизбежно превращается в рутинный и нарастающий процесс, в котором затраты прошлого года становятся основой определения ассигнований на следующий год.

Индикаторы эффективности

В последние годы в Соединенном Королевстве был внедрен ряд изменений, связанных с отчетностью в государственном секторе. Одним таким изменением является предоставление различными национализированными отраслями отчетности об индикаторах эффективности. Первоначально основным законодательным требованием для большинства национализированных отраслей было получение доходов, достаточных для покрытия затрат, в сравнении одного года с другим, т.е. сохранение безубыточности в течение периода, скажем, трех - пяти лет. Однако, с точки зрения монопольного положения, в котором действует большинство этих отраслей, финансовые плановые показатели могут быть достигнуты либо с помощью повышения продажных цен, либо снижения качества. Ясно, что это было бы неприемлемо.

Поэтому в Белой книге 1978 года рекомендовалось введение индикаторов эффективности деятельности. При составлении этой Белой книги правительство было хорошо осведомлено о том, что национализированные отрасли, особенно характеризующиеся значительной монопольной властью, могли бы достичь своих экономических и финансовых целей, по крайней мере, частично, путем увеличения цен и снижения качества или уровня обслуживания. Поэтому правительство обратилось к каждой национализированной отрасли с предложением выбрать ряд ключевых индикаторов эффективности, относящихся к предоставлению услуг, включая весомые международные сравнительные данные, и открыто публиковать их в своих годовых отчетах. Публикация этих индикаторов эффективности сопровождалась бы объяснениями причин, по которым они были выбраны, и основных тенденций.

Задание

Какие индикаторы эффективности являются ключевыми в вашей собственной организации? Назовите некоторые показатели для национализированных отраслей.

Индикаторы для разных отраслей будут различаться. Однако, вероятно, некоторые индикаторы будут общими для большинства из них, включая, например, производительность труда и нормативы обслуживания там, где они легко доступны. Например, Управление железных дорог Великобритании ежегодно публикует процент пассажирских поездов, которые прибывают в пункт назначения с опозданием на более чем пять минут, а Управление почт и телеграфа публикует данные о доле писем первого класса, доставленных на следующий рабочий день.

Предполагается, что информация о предоставлении услуг должна повысить подотчетность национализированных отраслей потребителям и, конечно же, она используется советами потребителей в качестве средства, вынуждающего отрасли повышать свои нефинансовые показатели.

В конечном счете национализированные отрасли подотчетны Парламенту, при этом основным механизмом парламентского контроля являются Отборочные комитеты. В настоящее время каждая отрасль контролируется Отборочным комитетом, обладающим значительными полномочиями. Например, Отборочный комитет может вызвать управляющих и гражданских служащих для подробного опроса, он может потребовать бумаги, документы и отчеты, которые его члены посчитают необходимыми для своего расследования. Для консультирования членов Отборочного комитета имеется небольшой секретариат экспертов по техническим вопросам, включая вопросы бухгалтерского учета и финансирования. Таким образом Парламент пытается оценивать (и воздействовать) на поведение управляющих национализированных отраслей.

Контрольное задание

Дополните следующие предложения:

(а) Самым основным финансовым отчетом для некоммерческого клуба является...

(b) Для клуба альтернативным названием счета прибыли и убытков является...

(с) Национализированное предприятие будет составлять финансовый отчет, раскрывающий подробности...

(d) Производительность труда и нормативы обслуживания являются примерами...

Ответы на контрольное задание

(а) Самым основным финансовым отчетом для некоммерческого клуба является отчет о поступлениях и платежах.

(b) В условиях клуба счет прибылей и убытков по-другому называется счет доходов и расходов.

(с) Национализированное предприятие будет составлять финансовый отчет, представляя подробности годовых доходов и расходов, избытка или дефицита за год.

(d) Примерами ключевых индикаторов эффективности являются производительность труда и стандарты обслуживания.

 

 

Реклама: