Letyshops

Поговорим о финансовой грамотности

Дэвид Шерман, Дэвид Янг

Начало в выпусках: #125, #126, #127, #128

Резервы на неопределенные затраты

Вопросы: Включена ли должным образом в финансовую отчетность оценка неопределенных событий (сомнительные счета, пересмотр резервов); обеспечивает ли это разумную оценку текущих эксплуатационных расходов и доходов с достаточным раскрытием подсчетов и показателей в примечаниях? Следует ли статьи, которые включены в совокупный доход (валюта, отдача и убытки от инвестиций), указать в примечаниях как доходы и расходы за текущий период?

Это важная область управления потенциальными доходами, так как неопределенность статей требует от руководства компании глубокого изучения. Все резервы являются неопределенными: связаны ли они с убытками от безнадежных клиентских счетов, износом материальных ценностей, возвратом товаров клиентами, реструктуризацией затрат или необходимостью отозвать продукцию (как было с Coca Cola в 1999 г. или с шинами Firestone от Bridgestone в 2000 году).

Вопрос в том, всегда ли такие затраты аккуратно оцениваются или они проецируют ложный поток доходов, создавая скрытые запасы, которые могут увеличить прибыль в будущем.

Реструктуризация

В типичном отчете о прибылях и убытках затраты, связанные с реструктуризацией, отделены от других расходов. Цель - ограничить влияние непериодических статей на чистый доход и помочь читателю оценить прибыльность обычных, периодических видов деятельности.

Как быть, если затраты на реструктуризацию возникают из года в год? Например, в начале 90-х Digital Equipment Corporation (ныне в составе Compaq Computer) показывала такие расходы три года подряд. Можно ли их в этом случае назвать непериодическими? Или такая классификация маскирует ошибки руководства и завышает производственную (то есть периодическую) прибыльность предприятия?

В отраслях, где состав высшего руководства часто меняется из-за слияний и по другим причинам, расходы на реструктуризацию, как правило, отражают стратегию "большой бани". Ее цель - предотвратить утечку будущих доходов из-за прошлых ошибок. Это явление настолько распространено, что аналитики рынка ценных бумаг, узнав о грядущей смене главы фирмы, сразу спрашивают: "Сколько спишут?"

В SEC полагают, что это хроническая проблема. Хотя фирмы готовы отдельно показывать непериодические убытки, они гораздо менее склонны раскрывать изменения в расходах на реструктуризацию, связанные с их завышенной оценкой в предыдущие годы.

Например, Корпорация Heinz полностью поменяла резервы на реструктуризацию, потому что ранее переоценила соответствующие затраты на 25 млн. долларов. Этот факт не был предан огласке, что позволило увеличить доход от основной деятельности.

Совокупный доход

Существует несколько типов событий и сделок, результат которых не включается в доходы, пока не станет более определенным и необратимым.

Иногда такие события (в том числе перевод финансовой отчетности филиалов из местной валюты в валюту головного предприятия) отражаются в чистом доходе. Иногда они, минуя отчет о прибылях и убытках, появляются в разделе баланса, посвященном акционерному капиталу. Учет таких средств регулируется сложным комплексом правил.

Для увеличения прозрачности был введен термин "совокупный доход" (comprehensive income), который охватывает доходы и расходы, не попавшие в отчет о прибылях и убытках. Соответственно, отчет дает неполную картину, несмотря на то, что именно его данные включаются в цифру дохода на акцию и используются при расчете коэффициента "цена-доходы".

Для компании важно знать, дают ли применяемые методы учета разумную картину доходов по сравнению с предыдущими периодами, отчетностью внутренних и иностранных конкурентов.

На конец 1999 г. Coca Cola имела более 1 млрд. долларов убытков, которые не были включены в доходы от основной деятельности, но вошли в совокупный доход.

Мы не утверждаем, что есть однозначно хорошие и плохие методы, но руководители должны понимать вероятные последствия своих решений для прибыльности предприятия. Например, падение евро в 2000 г. снизило долларовые доходы многих американских компаний, имеющих большие объемы продаж в Европе, но некоторые фирмы сумели отсрочить удар по прибыли, отразив это в совокупном доходе.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #130, #131, #132, #133, #134

 

 

Реклама: