Letyshops

Как выбраться из бумажного тупика

Карен Шварц

Новое направление - сканирование и автоматизация документооборота

Несколько лет назад появление технологии для создания цифровых изображений стало настоящим событием на рынке программного обеспечения. Возможности нового ПО заставили руководителей компаний по всему миру задуматься: способны ли эти средства спасти их от чрезмерного количества бумаг и уменьшить число непродуктивных производственных процессов. "Получение цифровых изображений документов дает возможность пользователям создавать электронные копии того, что содержится на бумаге, сохранять эти копии и производить с ними какие-либо действия", - объясняет Джим Томас (Jim Thomas), эксперт по цифровым изображениям из компании Avid Technology, расположенной в городе Тьюксбери, штат Массачусетс. Благодаря этой технологии документы не теряются, не горят, их нельзя положить в "другое" место, а множество служащих получает возможность одновременного доступа к ним.

"Переход на полностью безбумажную работу имеет массу преимуществ", - говорит Барб Вери (Barb Wehrie), директор по маркетингу ViewStar, компании из города Аламеда (штат Калифорния), специализирующейся на ПО для получения цифровых изображений и компьютеризации документооборота. Эффективность управления многократно повышается, если компании нужно контролировать только один полностью автоматизированный процесс вместо того, чтобы возиться с грудами бумаг.

"Рассмотрим в качестве примера приложение, автоматизирующее процесс выдачи кредитов. Предположим, что бланки, заполненные заемщиками, иногда теряются или происходит их неверная адресация. Вы могли бы решить данную проблему, обеспечив оперативный доступ к этим документам при помощи электронных форм. Однако еще больший эффект будет гарантирован, если вы автоматизируете вторую часть процесса - непосредственное изучение и проверку документов со сведениями о выполнении заемщиками своих обязательств. Именно здесь вы сможете в полном объеме использовать все преимущества, предоставляемые новыми технологиями", - говорит Барб Вери.

По данным Giga Information Group из Кембриджа, штат Массачусетс, рынок ПО для получения цифровых изображений, вырос с 1994 по 1995 год на 18%. Объем соответствующих сделок составил в 1996 году 2.59 млрд. долл., а в 1997-м увеличился еще на 159%. В настоящий момент также не зафиксировано никаких признаков падения интереса к технологиям для создания цифровых изображений.

Однако приобретение эффективных средств для получения цифровых изображений способно решить только часть проблемы. Организациям необходимо также подумать о том, как использовать только что обретенные цифровые данные. И вновь все дороги ведут к инструментальным средствам для автоматизации документооборота, которые должны обеспечить адекватное перемещение изображений внутри компании.

Чтобы охватить бизнес-процесс в целом, поставщики средств для получения цифровых изображений стали совершенствовать то, что в начале являлось лишь побочной системой, разработанной исключительно для хранения электронных форм. Теперь подобные средства, как правило, обеспечивают интеграцию с базами данных, графическую среду и объектную ориентацию. Более сложные продукты поддерживают пошаговый метод внедрения средств для автоматизации документооборота, повышая таким образом шансы на успех по мере роста знаний и опыта организации.

Как и все действия, связанные с реинжинирингом бизнес-процессов, преобразование документов в цифровые изображения и автоматизация документооборота являются примерами того, как технология может усовершенствовать бизнес и трансформировать организационные преобразования в материальные результаты.

Специалисты по реинжинирингу, использующие подобные средства, как правило, занимаются улучшением временных характеристик, повышением качества, изучают непродуктивные бизнес-процессы, ищут возможности повышения прибыли, снижения издержек и производственных затрат. "Это касается всех видов работ, которые требуют от человека затрат времени, - в том числе поиска, сортировки, копирования и распространения бумажных документов, т.е. всего того, что при помощи компьютеров делается намного быстрее, чем вручную", - объясняет Кей Фейрвезер (Kay Fairweather), консультант по оптимизации бизнес-процессов из компании Wang Laboratories, г. Биллерика, штат Массачусетс.

Сложнее всего сделать так, чтобы все компоненты, необходимые для работы с цифровыми изображениями, надежно дополняли друг друга. По словам Джима Томаса, "такие компоненты могут включать сканер, запоминающие устройства, а также текстовую и реляционную базы данных". Компании, которые оказывают весь спектр услуг в области обработки изображений и автоматизации документооборота, предоставляют технические решения, которые позволяют в полной мере преодолеть проблемы несовместимости. Наиболее известными в этой области являются компании Wang Laboratories, IBM, BancTec, ViewStar и FileNet. Следующий уровень составляют такие поставщики, как Intelus из Роквилла, штат Мериленд, Optimas из Эдмондса, штат Вашингтон и Micro Dynamics из Сильвер Спринг, штат Мериленд. Среди компаний, выпускающих сложные и дорогие аппаратные средства, можно назвать Eastman Kodak, Data General, а также Bell и Howell.

Зачастую компании приступают к изучению своих бизнес-процессов с единственным намерением - задействовать приложения для формирования изображений, а в итоге начинают использовать также и инструментальные средства для автоматизации документооборота. "Большинство компаний, предпринимающих в настоящее время подобные попытки реинжиниринга, скорее всего, будут применять обе технологии", - говорит Конни Мур (Connie Moore), директор по документообороту и управлению документами из Giga Information Group.

Тем не менее, использование цифровых изображений документов и/или автоматизация документооборота стоит достаточно дорого. В зависимости от инструментария и числа рабочих мест, это может потребовать затрат в размере от 500 долл. до нескольких тысяч. В среднем цена за рабочее место составляет от 2 до 3 тыс. долл., однако стоимость резко снижается, если компании покупают лицензии на несколько тысяч мест одновременно. С другой стороны, если вы решили использовать технологию получения цифровых изображений без автоматизации документооборота, то цены могут быть меньше - от нескольких сотен долларов за простую систему до десятков тысяч долларов за самое сложное приложение.

Необходимо, однако, не только сосчитать, сколько долларов уйдет из бюджета компании, но и принять во внимание еще одно обстоятельство. "Нам известны примеры того, что потеря одного документа может стоить столько же, сколько и система за миллион долларов, - говорит Кей Фейрвезер. - Все зависит от того, какой документ был потерян. Если в бумаге описывались некоторые условия контракта, которые затем были оспорены другой стороной, то ее находка могла бы оправдать весьма значительные расходы".

Когда решение об использовании цифровых изображений и/или автоматизации документооборота в ходе реинжиниринга бизнес-процессов уже принято, возможны два варианта стратегии их внедрения. Некоторые компании поступают по всем правилам, заказывают специальное исследование, чтобы определить, каким же образом лучше подойти к решению данной проблемы. Другие компании полагаются скорее на собственную интуицию и решают проблемы по мере их возникновения.

Случай с одним из британских клиентов Конни Мур наглядно демонстрирует значение исследований бизнес-процессов, предваряющих приобретение программных средств. Клиент, а это был банк, выполнил масштабную программу по реструктуризации. Тщательному изучению подвергся каждый бизнес-процесс. Руководители банка знали о том, что технологии для получения цифровых изображений и автоматизация документооборота способны сыграть важную роль в повышении конкурентоспособности и эффективности управления. Однако смысл их политики заключался в том, чтобы не обращаться к указанным технологиям до тех пор, пока команды специалистов по реинжинирингу полностью не изучат сами процессы. По словам Конни Мур, подход банка оправдан, так как, в отличие от многих компаний, банк в данном случае поставил телегу позади лошади.

Крайне важно выяснить, действительно ли внедрение цифровых изображений в ходе реинжиниринга столь уж необходимо для модернизации управления на вашем предприятии. "Я работала над проектами, связанными с внедрением цифровых изображений. Мы сканировали информацию, создававшуюся в результате деятельности компании. Однако эти данные были не доступны в электронном виде, так как отделы компании не могли наладить совместную работу, - говорит Конни Мур. - Это совсем другая проблема, требующая иных методов решения. Нам следовало использовать технологию, связанную с интеграцией данных, а не с цифровыми изображениями".

"Очень важно заранее знать, чего вы хотите достичь", - говорит Эд МакНирни (Ed McNiernie), директор по стратегии выпуска продукции компании Wang Laboratories. - В этой области существует масса возможностей выбросить деньги на ветер из-за непонимания того, что же собственно требуется сделать".

Не ждите, что внедрение цифровых изображений автоматически решит все ваши проблемы, советует Конни Мур. Она подчеркивает, что в случае необоснованного применения данной технологии, да и по естественным причинам, это может стать дорогостоящим занятием, которое к тому же займет много времени. "Компаниям необходимо ответить на вопрос: возможен ли иной способ представления информации, поступающей к ним извне".

Цифровые изображения помогают ускорить обработку страховых требований

В 1992 году самый разрушительный за всю свою историю США ураган обрушился на Флориду и привел к полной остановке хозяйственной деятельности на этом полуострове. Это было серьезным ударом для страховых компаний. К счастью, один из андеррайтеров сумел противостоять возможной финансовой катастрофе при помощи только что установленной системы обработки цифровых изображений документов. Новая технология позволила занимающейся взаимным страхованием компании Norfolk & Dedham из Дедхэма (штат Массачусетс) принимать оперативные, обоснованные с финансовой точки зрения решения по требованиям о возмещении ущерба, причиненного ураганом Эндрю.

Имеющая 170-летнюю историю, компания с доходом приблизительно в 80 млн. долл. десятилетиями полагалась на устаревшую механическую систему регистрации, хранения и извлечения 1.5 млн. документов, создаваемых за год. Компания ежегодно расходовала 1 млн. долл. на сопровождение системы и оплату обслуживающего персонала. Кроме того, по словам Роберта Вичулиса (Robert Wychulis), помощника вице-президента компании, обслуживающий персонал мог потратить несколько дней на извлечение и доставку требуемых папок. В 1991 году компания Norfolk & Dedham приступила к осуществлению проекта, призванного модифицировать все виды обработки информации, в том числе системы приема на страхование и оформления страховых требований. Новый президент принес с собой новые идеи, включая предложение преобразовать все бумажные документы в цифровые изображения.

Идея получила дальнейшее развитие. "Мы решили изучить все, что мы делали начиная с руководства компании до самого низа, - говорит Роберт Вичулис. - В конце концов, мы обратились к реинжинирингу всех процессов - как обработки требований, так и приема на страхование. Мы пришли к выводу, что для повышения технологического уровня нашей компании и усовершенствования бизнес-процессов нам необходимо внедрение цифровых изображений".

Для достижения поставленной цели фирма оплатила услуги компании Wang Laboratories и Computron из Резерфорда, штат Нью-Джерси, которые предоставили интегрированное решение, связавшее получение цифровых изображений и документооборот в целом.

В настоящее время фирма Norfolk & Dedham использует практически безбумажную технологию. Как только документы попадают в комнату приема корреспонденции, они сканируются, а сам бумажный оригинал уничтожается. После того как отсканированная копия поступает в систему, офисные работники в состоянии, сидя за персональным компьютером, в считанные секунды извлечь необходимые им документы. В результате большая часть запросов клиентов и агентов удовлетворяется сразу же, после одного телефонного разговора.

По словам Роберта Вичулиса, успех данного проекта по модернизации делопроизводства имеет несколько причин. Во-первых, руководство компании решило вовлечь в проведение реинжиниринга всех сотрудников от вице-президентов до простых клерков. Во-вторых, компания обеспечила дополнительное обучение, повышение квалификации своих служащих.

"Всем сотрудникам пришлось много учиться", - говорит Роберт Вичулис. - Мы должны были рассказать каждому о компьютерах и об обработке цифровых изображений. Нашим служащим пришлось потратить на знакомство с этим процессом значительно больше сил, чем на освоение какой-либо иной методики делопроизводства".

Итак, то, что начиналось как простая система обработки цифровых изображений, окончилось революционными изменениями в деятельности компании. "Вместе с цифровыми изображениями мы открыли для себя реинжиниринг. А при помощи реинжиниринга наша компания достигла невиданных ранее высот в обслуживании клиентов и получении прибыли", - говорит Роберт Вичулис.

 

 

Реклама: