Letyshops

Возможности внешних консультантов при проведении аналитики

Посадский А.П., Милованов А.В.

Тезисы выступления на конференции "Роль аналитика в управлении предприятием" (Москва, 29 июня 2000г.). Предоставлены ИКФ "АЛЬТ".Посадский А.П.,Генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлениюМилованов А.В.,менеджер по маркетингу АКЭУ

Преимущества внешних консультантов

Профессия консультанта предполагает владение двумя основными навыками. Первым из них является умение проводить анализ. Вторым - умение на основе этого анализа вырабатывать рекомендации, которые будут потом реализованы в компании.

Привлечение консультантов извне дает предприятию возможность получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблемы. Кроме того, с помощью консультантов можно усилить аналитические отделы предприятий или даже поручить им временное управление аналитическими работами. Хороший внешний консультант - это, в первую очередь, хороший аналитик, который обладает рядом значительных преимуществ.

Первое преимущество внешнего консультанта - наличие у него методологической базы, которая обеспечивает системный подход к проведению аналитических работ. Консультант владеет методикой, позволяющей сделать анализ всесторонним, выделив наиболее значимые для компании вопросы. Консультант в состоянии выявить ключевые проблемы клиента, что дает возможность сделать развитие предприятия наиболее эффективным и быстрым, добившись ощутимого успеха за меньшее количество времени.

Вторым преимуществом внешнего консультанта является беспристрастность его анализа как следствие взгляда со стороны. Консультант не зависит от руководителя предприятия и не находится у него в подчинении. Он должен стремиться дать объективную оценку ситуации, а не пытаться угодить кому-либо в организации.

Третье преимущество - большой опыт в проведении аналитических работ на различных объектах, относящихся не только к данной отрасли, но и к смежным с ней отраслям.

Четвертым преимуществом можно назвать обязанность консультанта не только описывать происходящее, но и вырабатывать рекомендации. Причем рекомендации должны быть такими, чтобы клиент мог их реально выполнить. Таким образом, аналитическая работа консультанта всегда практически ориентирована.

Пятое преимущество внешнего консультанта - владение большим количеством предварительной информации для проведения аналитических работ в определенной области. Особенно важно наличие у консультанта сведений по стратегии фирмы, маркетинговым исследованиям и т. п., а также наработок в этой области, которые могут ускорить осуществление консультационного проекта.

Недостатки внешних консультантов

Освещение вопроса о возможностях внешних консультантов будет неполным, если не упомянуть о недостатках этих специалистов.

Один из основных минусов внешних консультантов - отсутствие гарантии качества оказываемых услуг. Этот риск можно минимизировать, используя систему выбора консультантов. При этом следует обращать внимание на сертификацию и наличие рекомендаций от предыдущих заказчиков.

Так как консультант проводит в офисе компании-клиента ограниченное время, второй его минус - недостаточное количество информации о компании. Этот минус может быть устранен при умении консультанта эффективно проводить организационную диагностику и устанавливать плодотворные взаимоотношения с сотрудниками фирмы. При этом следует четко рассчитать время проведения организационной диагностики. Она не должна быть слишком быстрой, так как в этом случае не удастся собрать достаточное количество данных. Но ее и не стоит затягивать, чтобы полученные сведения не устарели.

Третий минус внешних консультантов - использование стандартных, не адаптированных с учетом особенностей конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа ситуации.

Грамотно выбрать и эффективно взаимодействовать

Для эффективной работы с внешними консультантами необходимо уметь грамотно их выбирать и квалифицированно взаимодействовать с ними. Некоторые "подсказки", как отличить "хорошего" консультанта от "плохого", приводятся в следующей таблице.

Различия между плохим и хорошим консультантами в процессе коммуникации при подаче предложений (по Д.Майстеру):

Плохой консультант Хороший консультант
1. Спрашивает Вас о тех фактах и ситуациях, о которых он мог бы узнать предварительно Изучает предварительно факты, связанные с деятельностью Вашей фирмы, и если задает вопросы, то типа: "Как мне известно, недавно Вы объявили о выпуске новой модели вашей продукции. Что это дает Вашей фирме?"
2. Подает предложения в форме, близкой к стандартным рекламным буклетам своей консалтинговой фирмы Подает предложения в форме, специально подготовленной для Вас
3. Говорит о своих достижениях и старается на этой основе доказать, что именно он лучше других сможет решить Вашу проблему Старается помочь Вам с самого начала, высказывая новые идеи и давая практические советы, то есть ведет себя так, как будто Вы уже являетесь его клиентом
4. Осторожен в высказывании новых идей Не боится высказывать рискованные идеи
5. Прямо сообщает Вам о своем опыте работы в Вашей отрасли или по Вашей проблеме Задает вопросы и высказывает суждения, которые показывают знание им ключевой терминологии, фактов, цифр или событий, связанных с Вашей сферой
6. Высказывает свои суждения в безапелляционной форме Высказывает суждения в вопросительной форме, интересуется Вашим мнением о них
7. Не интересуется Вашей ролью в фирме Интересуется не только фирмой в целом, но и Вашим личным положением в ней, суждениями о ее проблемах
8. Больше говорит, чем слушает Умеет выслушать Вас, но не устраивает при этом допроса
9. Всегда задает вопросы "в лоб" Старается избежать "лобовых" вопросов, если они могут поставить Вас в неловкое положение (например, вместо вопроса "Что у вас не в порядке?" спрашивает: "На что у вас не хватает времени?"
10. Говорит только о самой проблеме Говорит о тех положительных результатах, к которым приведет решение проблемы
11. Предлагает Вам только один вариант организации консультационной работы с Вами Предлагает несколько вариантов организации консультационной работы, помощь в определении их преимуществ и недостатков и предоставляет право выбора (разовые консультации, консалтинговый проект, абонементное обслуживание и т. д.)
12. Предпочитает письменное общение Всегда готов встретиться с Вами лично
13. Во время своего выступления перед Вами или Вашими сотрудниками строго придерживается заранее заготовленного текста Охотно отвечает на все вопросы, возникающие по ходу дела, даже если они прерывают его заранее заготовленную речь
14. Не запоминает Ваших высказываний и комментариев Интересуется Вашими суждениями и вспоминает о них в нужный момент
15. Не реагирует на Ваши возражения или реагирует формально Отвечает на Ваши возражения по существу

 

 

Реклама: