Letyshops

Сторожевые псы или комнатные собачки?

Стефен Барр

"Скелет в шкафу" аудиторских комитетов

Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними. Во всяком случае, если дело касается комитетов по аудиту. Двадцать пять лет назад Комиссия по ценным бумагам и биржам раскрыла махинации гиганта военной авиации Lockheed: незаконные пожертвования и взятки иностранным правительствам на сумму в несколько миллионов долларов. Впоследствии было выявлено около 400 фирм с сомнительными, "неучтенными" платежами. Объединяло их одно: правления компаний либо не имели работающего и компетентного аудиторского комитета, либо члены этого комитета были тесно связаны с руководством.

Началось движение за создание эффективных аудиторских комитетов. В 1976 году тогдашний председатель SEC Род Хиллз (Rod Hills) убедил главу нью-йоркской фондовой биржи Вильяма Баттена (William Batten) требовать (как условие котировки), чтобы в состав комитетов по аудиту входили независимые директора. Новые стандарты вскоре были приняты, хотя на их соблюдении настаивали не строго. Относительно Lockheed SEC решила, что будет сама утверждать кандидатуры для работы в новом аудиторском комитете компании.

Сегодня SEC снова борется за повышение эффективности комитетов по аудиту, и фондовые биржи вновь пересматривают свои стандарты. Мишенью для критики стал преемник Lockheed - компания Lockheed Martin, штат Мэриленд.

Документация за ноябрь 1998 года скрыла, что 25% чистого дохода фирмы Lockheed за третий квартал - результат подтасовки учетных резервов. В самом этом факте нет ничего необычного, но задействованные суммы колоссальны. После уничтожающей статьи в Wall Street Journal акции компании рухнули. Неизбежный коллективный иск по обвинению в махинациях и злоупотреблениях был подан в январе 1999.

Указанные нарушения имели место, когда в аудиторском комитете сидел бывший финансовый директор Lockheed Martin Винсент Марафино (Vincent Marafino). Уйдя в отставку в 1995 году, в 1998-м он продал акций на $11,2 миллионов, а за услуги консалтинга получил от компании годовой гонорар в 250 000 долларов. Вместе с пятью другими членами совета и администрации он выступает ответчиком по иску акционеров.

Хиллз (Hills) ушел из SEC в 1977 и работает в аудиторских комитетах четырех компаний. Он говорит: "Спустя столько лет хотелось надеяться, что Lockheed исправился. Кому придет в голову, что бывший финансовый директор, особенно если ему платят как консультанту, является независимым директором? Это плохая корпоративная практика. Странная".

Ли Уитни (Lee Whitney), представитель Lockheed Martin, напротив, убежден, что для Марафино было "совершенно нормально" работать в комитете по аудиту. Он утверждает, что у бывшего CFO "незапятнанная репутация честного человека". В марте поступило сообщение, что Марафино выйдет из состава совета.

SEC переходит в наступление

Как и его предшественник, нынешний председатель SEC Артур Левитт (Arthur Levitt) яростно преследует компании, манипулирующие доходами, и обращает внимание на роль комитетов по аудиту. В ходе "крестового похода" Левитта против нарушений учета аудиторские комитеты попали под обстрел за неумение обеспечить независимый надзор за финансами и отчетностью, как того ожидают инвесторы.

"Эту сферу давно пора урегулировать", - заявил Левитт на брифинге осенью 1998 года. Он выразил озабоченность тем, что комитеты по аудиту проводят одно-два совещания в год, довольствуются беглой и поверхностной проверкой финансовой отчетности и состоят из некомпетентных или слишком близких к руководству людей.

В феврале 1999 года созванная по настоянию Левитта авторитетная комиссия по рыночному законодательству, состоящая из юристов, бухгалтеров и руководителей предприятий, предложила новые условия котировки и раскрытия информации, чтобы усилить комитеты по аудиту. Десять рекомендаций не только дают пересмотренное определение независимого и компетентного члена аудиторского комитета, но и подробно описывают новые функции членов комитета, а также новые меры контроля за деятельностью внешнего аудитора.

Хотя эти рекомендации еще не утверждены SEC и другими регулирующими органами, они, по крайней мере, задают уровень требований, предъявляемых к комитетам по аудиту. Некоторые видят в них необходимое средство устрашения. "Логично и рационально полагать, - говорит генеральный советник SEC Харви Голдшмид (Harvey J. Goldschmid), - что мероприятия по повышению эффективности аудиторских комитетов хотя и не предотвратят, но ограничат возможность махинаций и, что еще важнее, повысят качество раскрытия информации".

Задним числом понятно, что в некоторых компаниях, столкнувшихся недавно с серьезными бухгалтерскими проблемами, были сомнительные аудиторские комитеты. Все четыре члена специальной группы по аудиту, расследовавшей масштабные махинации в корпорации Cendant, имели тесные личные и финансовые связи с компанией.

Критики плана Левитта говорят, что серьезные нарушения не типичны для аудиторских комитетов. Они утверждают, что действия Левитта равносильны убийству. "Плохая работа комиссий по аудиту не такое уж частое явление, - говорит Рик Свансон (Rick Swanson), директор Института управленческого учета, штат Нью-Джерси. - Нынешние правила не нуждаются в кардинальных изменениях".

Другие задаются вопросом: уменьшат или увеличат дополнительные обязанности эффективность комитетов по аудиту? "Я не уверен, что многочисленные процедуры и экзамены усилят аудиторские комитеты, - говорит Джон Олсон (John Olson), адвокат из Вашингтона, юридическая фирма Gibson, Dunn & Crutcher LLP. - Дополнительные обязанности могут помешать справляться с основными".

Барбара Хакман Фрэнклин (Barbara Hackman Franklin), бывший Министр торговли, член четырех советов по аудиту и глава двух из них, полагает, что возрастет боязнь ответственности, и многие директора не захотят состоять в комитетах. "Многие члены советов уже не желают работать в аудиторских комитетах, - говорит она, - а если ответственность увеличится, набирать членов станет еще труднее".

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #100, #101, #102

 

 

Реклама: