Letyshops

Результаты опроса посетителей выставки "Бухучет и аудит 2000"

Справка о выставке и опросе

7-я специализированная выставка "Бухгалтерский учет и аудит 2000" прошла в Москве с 25 по 29 января 2000 года. Организатор выставки - фирма "Экспосервис-1".

Опрос в форме анкетирования проводился Центром исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис". Было опрошено около 850 человек, то есть примерно 4-5% посетителей. Анкеты заполнялись у входа в выставочный зал в течение четырех дней. Результаты опроса можно считать достаточно объективными и отражающими мнение всех групп посетителей.

Бухгалтеры настроены умеренно оптимистично

В январе 1999 года и в январе 2000 года мы задавали бухгалтерам и менеджерам один и тот же вопрос: "Как изменится экономическая ситуация в стране в текущем году?" Вот как распределились ответы:

Вариант ответа 1999 год 2000 год
Ухудшится 47% 17%
Не изменится (стабилизируется) 42% 37%
Улучшится 11% 47%

Очевидно, что за год настрой радикально изменился. Когда мы задали тот же вопрос применительно не к стране, а к организации, в которой работает опрашиваемый, прогнозы оказались еще более радужными:

Ухудшится 7%
Не изменится (стабилизируется) 31%
Улучшится 62%

Все результаты опроса занесены в компьютер, что позволяет делать любые выборки. Мы решили проверить, кто они - немногочисленные пессимисты. Оказалось, что это преимущественно госслужащие.

Наш опрос далек от любой политики, да и романтики на бухгалтерско-компьютерную выставку, как правило, не ходят. Может быть, в народе действительно просыпается оптимизм? Даже если не говорить о "судьбах России", а просто посмотреть на объемы продаж, то нельзя не заметить, что этой зимой они существенно увеличились. А у некоторых, даже превысили докризисный уровень. Ну как тут не поверить тем, кто говорит, что настроение массы зачастую материализуется...

Кто был на выставке

Разумеется, на выставке, в основном, были жители Москвы (69%) и Московской области (16%). По сравнению с прошлым годом немного увеличилось число посетителей из регионов и зарубежья: 15% против 9% в 1999 году. На наш взгляд, процент регионалов падает ниже 10 только в моменты кризиса, когда людям совсем уже не до выставок. При улучшении экономической ситуации их доля может вырасти до 20%.

Ниже приведены результаты (в %) распределения посетителей по видам деятельности их предприятий в разные годы проведения выставки. Таблица дается в сокращенном варианте:

Вид деятельности 1997 1998 1999 2000
Торговля 30 34 33 30
Промышленность и строительство 21 18 24 23
Компьютерный бизнес 9 7 10 15
Наука и образование 5 7 15 13
Аудит и консалтинг 10 16 12 13
Госструктуры 2 1 5 5
Издательство 4 4 5 5
Телекоммуникации и связь 0 3 3 4

Анализируя динамику показателей, можно заметить перелом тенденций, произошедший между выставками 1998-го и 1999-го годов. До середины 1998 года наблюдался рост активности представителей торговых организаций и снижение числа представителей промышленных предприятий. Однако уже с начала 1999 года ситуация изменилась. Представители промышленных и строительных предприятий составили почти четверть посетителей выставки. Правда, в дальнейшем их доля больше не увеличилась.

Можно отметить продолжающийся рост числа посетителей, представляющих компьютерный и телекоммуникационный бизнес. Оба эти вида деятельности развиваются ускоренными темпами. С ростом фирм и сложности выполняемых заказов, у них возникает потребность в финансовом и управленческом программном обеспечении.

Должностной состав посетителей:
Директора 10%
Руководители среднего звена 21%
Бухгалтеры и экономисты 43%
ИТР 15%
Иное 11%
Численность сотрудников предприятий, на которых работают посетители:
менее 10 22%
10-50 41%
50-100 12%
100-500 13%
более 500 12%

Если сложить данные первых трех строк, то окажется, что 75% посетителей выставки - это представители фирм с численностью постоянных сотрудников не более 100 человек. Об этом стоит помнить, анализируя уровень популярности тех или иных программ.

Что они читают

Разработчики программ справедливо сетуют на то, что число экономических газет и журналов постоянно растет, причем тираж каждого отдельного издания падает, но цены на рекламу не снижаются. Поэтому так важно отслеживать интерес бухгалтеров и управленцев к тому или иному изданию.

Ответы на вопрос: "Какую прессу используют в Вашей фирме?"

Финансовая газета 53%
Главбух 44%
Экономика и Жизнь 31%
Нормативные акты 9%
Бухгалтерский Учет 8%
Московский бухгалтер 8%
Финансовая Россия 7%
Комерсант Daily 6%
Российская газета 4%
Налоговый вестник 3%
Консультант 3%
Эксперт 2%
Консультант бухгалтера 2%
PC Week 6%
Мир ПК 3%
КомпьютерПресс 3%
PC Magazine 2%
Иное 17%

Мы сами весьма критически относимся к рейтингам. Очень трудно добиться от них объективности. Например, если газета "Финансы" разместила рекламу о выставке, то среди посетителей наверняка окажется много ее читателей. Однако по опыту знаем, что наибольший интерес среди результатов наших опросов, вызывают именно рейтинги: рейтинг прессы, рейтинг фирм.

Внешне первая тройка лидеров экономической прессы осталась прежней. Но если смотреть глубже, сравнивая цифры за последние пять лет, то можно отметить следующее. "Экономика и жизнь" еще 4-5 лет назад, казалось, уверенно удерживала первое место. Сегодня она не только ушла на третье, но и потеряла немалую часть читательской аудитории (от 70% съехала к почти 30%).

"Финансовая газета" в этом смысле более стабильна. Она стала лидером, перейдя со второго места (в 1995 году) на первое (в 1997 году) и удерживая его до сих пор. Но пик ее читательской аудитории среди посетителей выставки тоже позади (в 1997 году). По сравнению со своим же наилучшим результатом она на сегодня потеряла порядка 30% аудитории.

Журнал "Главбух" проигрывает "Финансовой газете" почти 10%, но имеет очень хорошую динамику. После околокризисного провала он вновь вышел на свой максимальный уровень популярности и, судя по маркетинговому напору, на этом не остановится. Еще два года назад он отставал от "Экономики и Жизни" на 10%, а сегодня уже опережает ее почти на те же 10%. Такую динамику мы предсказывали еще несколько лет назад. Многие разработчики (рекламодатели этих изданий) с нами соглашались. И только сами издания уверяли нас, что все не так.

На чем работают финансисты

Как и год назад, примерно 85% посетителей утверждают, что их фирмы уже установили финансово-экономическое ПО. Какие именно программы они используют?

56%
Инфо-Бухгалтер 11%
БЭСТ 10%
Парус 5%
Инфин 5%
Турбо Бухгалтер 4%
Инфософт 2%
Собственные 8%
Иное 20%

Как и следовало ожидать, чаще всего называются разработки фирмы "1С". Последние три года доля пользователей программ этой компании растет почти на 10% за год. Однако подчеркнем, что эти результаты нельзя автоматически проецировать на весь рынок. Среди более крупных предприятий показатель будет иным.

Примерно 10-11% опрошенных ежегодно называют программу "Инфо-Бухгалтер", поставляемую на рынок фирмой "Информатик". Доля пользователей систем серии "БЭСТ" от фирмы "Интеллект-Сервис" выросла за год с 6% до 10%. Программами компаний "ДИЦ", Инфин", "Парус" по-прежнему пользуются примерно 15% опрошенных (по 5% на каждую).

Бухгалтеры вновь вспомнили о разработках фирмы "Инфософт". В 1995 году число пользователей этих программ достигало 15%, потом стало убывать и в 1998-м, 1999-м годах сократилось примерно до 0.5%. В прошлом году "Инфософт" вывел на рынок ряд принципиально новых систем, и дела потихоньку пошли в гору. На прошедшей выставке число пользователей программ "Инфософта" составило уже 2%. Упоминались также программы: "Эталон", "Инотек", "Инэк", "ОВИОНТ" и другие.

Что касается правовых систем, то здесь почти у всех основных игроков наблюдается рост:

Система 1999 год 2000 год
КонсультантПлюс 63% 66%
Гарант 27% 41%
Кодекс 5% 4%
Ваше право 0% 1%
Иное 6% 5%

Просто идиллия. Все растут и не в ущерб друг другу. Возможно ли такое? Временно - да. Часть прироста каждой фирмы объясняется общим ростом числа пользователей правовыми базами данных. В прошлом году 66% посетителей сказали, что работают хотя бы с одной правовой системой. В этом году так ответили уже 77%.

Еще одна причина прироста заключается в том, что бухгалтеры закупают вторую (а иногда и третью) правовую систему, не отказываясь от первой. И правильно делают. Одни законы лучше находить в "Гаранте", другие в "КонсультантПлюс", а некоторые общие бизнес-справки отыскивать в "Кодексе" или "Вашем праве".

Про западные стандарты и аудиторов

В последнее время много говорят о переходе России на международные стандарты бухгалтерского учета. Процесс то ускоряется, то замедляется. А как обстоят дела у самих бухгалтеров? Наш вопрос звучал так: "На Вашем предприятии готовится отчетность в западных стандартах?" Почти 15% опрошенных ответили утвердительно. На наш взгляд, это большие цифры. Конечно, многое объясняется тем, что выставка проходит в Москве. Но может быть данные отражают и некие объективные закономерности?

Поскольку выставка называется "Бухгалтерский учет и аудит", мы не обошли стороной и аудиторскую тематику. На вопрос: "Пользуетесь ли Вы услугами аудиторских фирм?" - 44% опрошенных ответили: "Да". Много это или мало? Для сравнения скажем, что всего три года назад на этот же вопрос положительно отвечали лишь 28% посетителей выставки. Рост на лицо. И скромное представительство аудиторского сегмента рынка на выставке не должно никого обманывать. Просто процесс идет "за кадром".

Деньги больше нужны стране, а не фирмам

В заключение еще немного интересного. Мы задали вопрос: "Нужны ли кредиты Вашему предприятию?"

Да 42%
Нет 58%

- А стране в целом?

Да 53%
Нет 47%

Выводы здесь не столь очевидны, но в целом интересны. Ситуация с кредитами напоминает известные пропагандистские штампы про "закрома родины". Деньги нужны не столько нам, сколько тем самым "закромам".

Хотим отметить, что в данном документе содержится лишь часть полученных результатов. При желании можно получить дополнительную информацию или включить ваши вопросы в наши следующие исследования.

 

 

Реклама: