Letyshops

Сравнительный анализ концептуальных моделей бухгалтерского учета и финансовой отчетности в системе IASC, US GAAP и отечественной системе регулирования учета

М.И. Литвиненко

Рассмотрение проблемы перехода РФ на международные стандарты учета и отчетности следует начать со сравнительной характеристики базовых, основополагающих учетных принципов, таких как цели составления отчетности, качественные характеристики отчетной информации, основные допущения и требования, предъявляемые к учетной политике предприятия.

Основные различия между отечественной и международной (КМСФО) системой учета заключаются как раз в области концептуальных принципов учета и формирования показателей отчетности, что приводит в дальнейшем к возникновению частных различий в процедурах бухгалтерского обобщения информации о конкретных учетных объектах и процессах.

Цель финансовой отчетности

Следует сразу отметить важнейшее, с точки зрения теории учета, различие между отечественной и международной системами учета в сфере определения целей и задач учета и отчетности. В отечественной системе регулирования учета поставлены задачи перед бухгалтерским учетом, в системе КМСФО (как впрочем и в системе US GAAP) речь идет о целях финансовой отчетности1. Сравним :

Отечественная система

"Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;... (Федеральный Закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете")"

Система IASC (КМСФО)

"Цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. (Принципы подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО ╖ 12)"

Система US GAAP

"Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. Информация финансовой отчетности должна помочь инвесторам, кредиторам и другим пользователям в определении сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств в форме дивидендов или процентов, выручки от продаж, размера и срока платежей за ценные бумаги или по ссудам. Финансовая отчетность должна обеспечивать пользователей информацией о размерах и времени прироста денежных средств2 данного предприятия. Отчетность должна содержать информацию о ресурсах и обязательствах предприятия и о результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и обязательства" (SFAC No. 1-Objectives of Financial Reporting by Business Enterprises)

Как видно из приведенных фрагментов, задачи бухгалтерского учета в РФ и задачи финансовой отчетности в системе IASC & US GAAP во многом совпадают. Однако, в РФ ставится задача перед учетом, т.е. описывается процедура получения отчетной информации. В системе IASC & US GAAP задача ставится перед конечным продуктом бухгалтерского учета - перед финансовой отчетностью. Главным является достижение цели, способы ее достижения являются подчиненными по отношению к цели.


1

Курсив мой. М.И. Литвиненко
2 Курсив мой. М.И. Литвиненко

Российская система регулирует последовательность действий, система IASC & US GAAP регулирует результат действий. Различия между двумя системами можно проиллюстрировать таим примером. Человеку нужно перейти на другую сторону улицы. Можно подробно регламентировать последовательность его действий инструкцией типа " Поворачиваем голову налево, осматриваем проезжую часть, При обнаружении транспортного средства откладываем процесс передвижения до устранения данной помехи. Затем переставляем левую ногу и переносим на нее вес тела, одновременно подтягивая правую ногу путем сокращения двуглавой мышцы бедра. Описанные действия циклически повторяем до достижения тротуара на противоположной стороне. Неправильный порядок действий, например, начало движения с правой ноги преследуется по закону". Это пример регулирования учетных процедур в российской системе учета. Те же действия (переход улицы) можно описать иначе - "Необходимо попасть на противоположную сторону, не создавая при этом помех автомобилям и сохраняя свое здоровье". Это пример регулирования учета в системе IASC & US GAAP.

По поводу различий между целевыми установками в различных бухгалтерских системах уместно следующее весьма существенное замечание.

Бухгалтерский учет часто называют "языком бизнеса". С этим определением трудно не согласиться. Действительно, бухгалтерский учет можно отнести к категории формальных языков. С помощью бухгалтерского учета устанавливаются коммуникативные взаимосвязи между двумя сторонами - предприятием и заинтересованными в соответствующей информации пользователями отчетности1. Во всяком языке можно выделить следующие основные составляющие:

  • Синтаксическая - т.е. система основных принципов построения фраз;
  • Семантическая - т.е. смысловые значения языковых символов и фраз;
  • Прагматическая - цель, с которой произносится та или иная фраза.

На протяжении всей истории развития бухгалтерского учета в СССР основное внимание уделялось синтаксической составляющей бухгалтерского учета. Многочисленные инструкции министерств и ведомств подробно описывали отражение любой хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. У бухгалтера практически отсутствовала свобода выбора в отражении операций в учете. Подобный подход был вполне оправдан во времена госсобственности на средства производства, когда единственным пользователем отчетной информации являлось государство в лице отраслевых министерств, как собственник средств производства. Государство само вырабатывало семантическую и прагматическую компоненты бухгалтерского учета, исходя из своих информационных потребностей.

С изменением отношений собственности объективно необходимым становится и изменение основных составляющих учета. Смысл основных элементов финансовой отчетности (семантическая компонента) должен быть понятен не только специально обученным госслужащим, но и достаточно широкому кругу пользователей. Цель составления отчетности и ведения бухгалтерского учета (прагматическая компонента бухгалтерского языка) состоит уже не столько в удовлетворении информационных потребностей государства, сколько в удовлетворении информационных потребностей широкого круга заинтересованных пользователей.

Программа реформирования учета в РФ призвана как раз исправить крен в сторону синтаксической проработки учетного языка и некоторого пренебрежения к смыслу и целям в сторону более цивилизованного подхода к формированию системы приоритетов. На первое место должна выйти прагматическая составляющая - для чего и для кого ведется учет, с какой целью составляется и публикуется отчетность. Следующим по значимости следует признать семантическую составляющую учета - каждый пользователь отчетности должен знать, какое значение придается тому или иному понятию2. Пример - в отечественной системе регулирования учета не определены многие понятия, например выручка. Вследствие подобной неопределенности понятийного аппарата ценность отечественной отчетности для проведения каких -либо аналитических процедур существенно снижается.


1

Более подробно о признании бухгалтерского учета как формального языка со всеми атрибутами последнего (логика, знаковая система, межсубъектные отношения и др.) можно рассуждать очень долго, но подобные рассуждения имеют отношение скорее к лингвистике и теории языка и вряд ли будут интересны бухгалтерам.
2 Т.к. бухгалтерский язык является формальным языком, полисемия, т.е многозначность понятия, для него неприемлемы.

Далее следует остановиться на сравнении пользователей информации финансовой отчетности в отечественной и международной учетных системах.

Основной целью финансовой отчетности и в РФ и в стандартах IASC и в США признано удовлетворение информационных потребностей реальных или потенциальных инвесторов и кредиторов.

В РФ к настоящему моменту не сложилось цивилизованного рынка банковских кредитов - (и уже вряд ли когда сложится в будущем), долгосрочное кредитование (включая такую специфическую форму как лизинг) не получило и не получит должного развития. Основным источником кредитования оборотных средств отечественного предприятия в условиях тотального кризиса неплатежей остается кредиторская задолженность (в основном просроченная) по оплате труда, поставщикам, бюджету и внебюджетным фондам. До тех пор, пока хозяйственная жизнь будет искажена неплатежами - до тех пор бухгалтерский учет будет предоставлять искаженную информацию.

Приходится констатировать, что мелкий и средний инвестор (с объемом инвестиций до 50 000 долларов США) не пришел пока (и уже никогда не придет) на отечественный фондовый рынок. А именно мелкие и средние инвесторы являются той основой, на которой возможно привлечение значительных финансовых ресурсов, прежде всего сбережений населения.

В связи с этим, представляется несколько преждевременным шагом декларировать полное сходство целей бухгалтерского учета в РФ и США, пусть даже в документе, который "не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету". С неизбежным движением к цивилизованным формам ведения бизнеса неизбежно будет происходить изменение целей учета в сторону достижения большей открытости и прозрачности данных финансовой отчетности для внешних пользователей т.е в сторону соответствия общепринятым учетным принципам.

Проблему взаимосвязи целей финансового учета в РФ и международной учетной практике можно сформулировать следующим образом: цель учета и отчетности одна (обеспечение достоверной информацией внешних пользователей отчетности), но условия функционирования предприятий в РФ и в развитых странах различны. Это различие не позволяет перенести напрямую систему финансового учета IASC & US GAAP на российское предприятие. Уместно ставить вопрос лишь о трансформации полученной системы показателей бухгалтерской отчетности, составленной в российском стандарте бухгалтерского учета в систему показателей, соответствующих рекомендациям FASB .

Выводы

Финансовая отчетность в системе IASC\\ US GAAP ориентирована прежде всего на внешних пользователей- инвесторов (реальных или предполагаемых) и кредиторов (в лице банков, поставщиков и пр.)

Цель финансовой отчетности - помочь пользователю в прогнозировании будущих денежных потоков предприятия.

"Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России" декларировала цели бухгалтерского учета, сходные с целями финансовой отчетности в системе IASC\\ US GAAP

В настоящее время данные бухгалтерского учета в РФ скорее направлены на удовлетворение потребностей государства в лице налоговых органов, чем неких сторонних инвесторов.

Поспешное декларирование единства целей представляется несколько преждевременным до урегулирования платежных отношений в экономике РФ.

При реформировании учета (принятии новых ПБУ) следует сместить акценты на смысловую и прагматическую составляющую учетных процедур.

Качественные характеристики отчетной информации

Международными стандартами финансовой отчетности предложены следующие требования к качественным характеристикам информации финансовых отчетов.

Понятность

Выступает в качестве основного требования к информации финансовой отчетности. Под понятностью понимается доступность информации для понимания пользователем , имеющим достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желающим изучить эту информацию с должным старанием. В отечественной практике критерий понятности напрямую не сформулирован. Косвенно понятность сформулирована в Законе о бухгалтерском учете (ст.1 п.3) и в п.3.2 "Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России".

Уместность

Информация является уместной в случае, если она имеет возможность влиять на решения пользователей, помогая в оценке прошлых, настоящих и будущих событий. В российской системе регулирования учета принцип уместности не сформулирован напрямую. Частично этот пробел восполнен в ФЗ " О бухгалтерском учете". Однако в этом законе основной акцент сделан на соблюдение действующего законодательства, а не на оценке прошлых, настоящих и будущих событий пользователем отчетности. В п. 6.2 "Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России" принцип уместности уже нашел свое отражение.

Существенность

Информация признается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на принятие решения пользователем финансовой отчетности. Аналогом принципом существенности вы действующей системе регулирования учета в РФ можно считать сформулированное в п. 4.3 приказа МФ РФ № 97 в ред. От 21.11.97 № 81-н требование о дополнительном раскрытии информации по статье отчетности, чей удельный вес превышает 5% от итого соответствующей отчетной формы. Однако, в данном приказе акцент смещен в сторону числовой, а не качественной характеристики. В "Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России" принцип существенности уже сформулирован в соответствии с рекомендациями КМСФО (п.6.2.1)

Надежность

Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее, как представляющую правдиво то, что она должна представлять. В настоящее время в РФ тре6ование надежности в основном совпадает с рекомендациями КМСФО.

Правдивое представление

Данный критерий тесно связан с предыдущим. В интерпретации КМСФО требование правдивого представления формулируется сле6дующим образом. "Для того, чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции, которые она должна представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет представлять подобные операции". В настоящее время в РФ правдивое представление подменяется соответствием порядка отражения операций нормам действующего законодательства.

Преобладание сущности над формой

Операции должны учитываться и представляться в финансовой отчетности в соответствии с их сущностью и экономическим содержанием, а не только (и не столько) с их юридической формой. В РФ подобный принцип сформулирован, но не применятся практикующими бухгалтерами из-за извращенной сущности целей бухучета в РФ.

Нейтральность

Синонимом нейтральности является непредвзятость информации. Отчетность не будет нейтральной, если подбором или способом представления информации она будет оказывать влияние на формирование суждения с целью достижения запланированного результата.

Сопоставимость

Пользователи отчетности должны иметь возможность сравнить данные финансовой отчетности за достаточный период времени. В принципе подобное требование (с некоторыми оговорками) выполнено и в РФ. Сопоставимость достигается применением одних и тех же учетных принципов на протяжении длительного периода времени. Нельзя путать сопоставимость с полной унификацией учетных процедур. Для компании может быть невыгодным продолжать применение старых методов учета , если новые учетные принципы позволят получить более полезную и качественную информации. Вообще, подход к унификации учетных процедур в системе КМСФО и FASB несколько отличаются от российских принципов.

FASB и IASC , в отличии от Минфина, не стремится к введению полного единообразия учетных принципов. Это вызвано следующими причинами:

  • Унификация учетных процедур нарушает свободу управления предприятием;
  • Финансовые отчеты становятся сравнимыми по форме, но не по существу;
  • Подавляет прогресс и развитие практического бухгалтерского учета при возникновении новых учетных объектов.

С этими аргументами (особенно с последним) трудно не согласиться. В силу инерционности МФ учет многих новых объектов не прописан в нормативных актах, что вызывает серьезные проблемы у практикующих бухгалтеров.

Однако , было бы ошибочным предполагать , что в США каждый бухгалтер учитывает одни и те же операции по своему. Принято правило, согласно которому "однотипные (схожие) операции должны отражаться в учете однотипно"1.

Подобный подход привел к тому , что единого плана счетов в США, а также в странах, придерживающихся стандартов КМСФО (в отличии, напр., от Французской Республики) , обязательного к применению на всех предприятиях , не существует. Предприятия разрабатывают рабочий План счетов самостоятельно, исходя из своих потребностей.

Т.е. российские предприятия, которые планируют вести параллельный (российский и нормальный -т.е в системе IASC\\ US GAAP) учет должны обратить особое внимание на разработку подобного плана счетов. Принципы построения рабочего Плана счетов будут рассмотрены далее.

 

 

Реклама: