Letyshops

Отчет по результатам Международной конференции "Развитие корпоративного управления"

Начало в выпусках: #64

Выводы

Главный факт, который необходимо отметить - Конференция, посвященная развитию корпоративному управлению, состоялась, так как она была задумана.

Были освещены и проведены обсуждения по ключевым проблемам в области внедрения принципов корпоративного управления.

Проблема взаимоотношений Государства и акционерного общества, определяла основное направление работы Конференции. И это объективно.

Когда появились некоторые признаки макростабилизации, то есть стал падать уровень инфляции, начали снижаться процентные ставки по кредитам, ожидалось, что начнется рост производства, инвестиций. То есть, мы создаем макроэкономические условия, а все остальное само пойдет. Теперь очевидно, что само не пойдет.

Основным препятствием является неопределенность внутренней среды взаимоотношений между государством и акционерным обществом. Эта проблема включает в себя несколько аспектов, и работа Конференции достаточно четко их обозначила.

Когда мы говорим о свободном рынке, то обычно противопоставляем ему некий директивный дирижизм, государственное регулирование. Однако это не совсем правильно. Потому что государство может заниматься этим не напрямую, а создавать определенные правила игры, чтобы эффективный собственник и стал сам это делать. Важно, чтобы государство не заменяло этого собственника. И не надо понимать это так, что вот сейчас государство будет действовать вместо собственника: управлять предприятием и вмешиваться в его внутренние дела. На самом деле, государство должно создать четкие и прозрачные правила, которые защищали бы права собственника и способствовали перераспределению и концентрации капитала.

Конференция показала, что диапазон формирующихся национальных моделей корпоративного управления в странах с переходной экономикой очень широк, и охватывает противоположные подходы:

  • с одной стороны, ориентация на все более разветвленное и детальное корпоративное законодательство по мере развития реальных процессов и практики корпоративного контроля (это страны, первыми начавшими приватизацию - Россия, Литва, Польша, Венгрия);
  • с другой стороны, концепция полного самоустранения государства от проблем КУ. В качестве примера, по всей видимости, можно привести Эстонию, где основной расчет сделан на сочетание крупных держателей акций с косвенной политикой правового регулирования со стороны государства (конкурентная среда, налоги, введение международных стандартов бухгалтерского учета для реального доступа к информации и соответствующего контроля совета директоров).

Есть и другие трактовки самой концепции корпоративного управления и соответствующего государственного регулирования.

Так, например, в Грузии, "без осуществления приватизации об эффективности корпоративного управления не могло быть и речи" (Г.Чарквиани, Грузия).

Однако, практика Центра по корпоративному развитию позволяет сделать вывод, что нуждается в рассмотрении предположение, что принципы корпоративного управления могут быть одним из основных инструментов эффективной приватизации.

Тем не менее, единогласно признано, что для эффективности корпоративного управления необходимо разгосударствление собственности.

На Украине политика правового регулирования в области внедрения принципов корпоративного управления осуществляется путем:

  • усовершенствования процедур регистрации и эмиссии,
  • разработка новых нормативных документов. Продолжается разработка над проектом Закона Украины "Об акционерных обществах", который основывается на международном опыте с учетом особенностей отечественной экономики. Закон даст возможность более эффективно привлекать средства от такой группы инвесторов как акционеры, позволит четче защитить права кредиторов общества и разграничить права и обязанности органов его управления (А.Портнов, Украина),
  • социальная защита граждан и занятых (санкции против юридических лиц и менеджеров, которые нарушают "социальные обязательства" компании),
  • усиление прав государства как собственника.

Близкое к украинскому понимание проблем корпоративного управления имеет место в Армении.

В качестве приоритетных задач выдвигаются сохранение роли государства в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе акционерных обществ.

"Рамки прав и обязанностей представителей государства должны быть определены Правительством Республики Армении. Вне сомнения, права (возможности) собственника по управлению принадлежащей ему собственности должны быть задействованы. Однако методы их осуществления не должны мешать оперативному управлению предприятиями и повышению эффективности используемых ресурсов. В этой связи, необходимо, чтобы особенности управления акционерным обществом с государственным участием нашли отражение как в Законе Республики Армении "О приватизации государственного имущества", а также в Законе "Об акционерных обществах".

Но вместе с тем, необходимо отметить, что особую важность приобретает проблема эффективного управления государственными пакетами акций. В частности, критерии отбора и назначения представителей государства в органах управления акционерным обществом. Они должны назначаться исключительно на контрактной основе, а оплата должна быть в прямой зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества.

Необходимо, исключить практику назначения представителей государства в акционерном обществе из числа аппарата управления (чиновников отраслевых министерств), что даст возможность, во-первых, заниматься управлением АО не между делом, а полное рабочее время, и, во-вторых, во время принятия управленческих решений абстрагироваться от чиновнических, узкоотраслевых интересов" (А.Маркосян, Армения).

В Молдове, в вопросе внедрения корпоративного управления главное акцентируется на принципах взаимоотношений между акционерным обществом и отраслевыми министерствами.

"Постановлением правительства утверждено Положение о представительстве государства в хозяйственных обществах. Этим положением регламентировано, что полномочия представителя государства могут быть делегированы государственным служащим или специалистам госпредприятий, назначаемые по представлению отраслевых министерств департаментов в соответствующие хозяйственные общества. При этом они наделяются довольно широким кругом полномочий по финансовому, административному, избирательному и методологическому контролю за деятельностью акционерного общества (Профир Марин, Молдова).

Существует зависимость между качеством защиты инвесторов и уровнем концентрации владения акциями.

Средний мировой показатель концентрации акций у трех крупнейших акционеров составляет 46%.

Эта цифра соответствует первому общему выводу о слабой защите инвесторов в большинстве правовых систем мира и что концентрация владения акций есть в то же время реакция на слабую правовую защищенность инвесторов в рамках национальной модели корпоративного управления. Высокие стандарты бухгалтерского учета, правовые механизмы защиты инвесторов и уровень исполнения законодательства имеют противоположную зависимость от уровня концентрации владения акций. В то же самое время высокий уровень концентрации свидетельствует о слабом функционировании рынка капиталов. С точки зрения проведенного анализа это связано с тем, что слабая правовая защищенность мелких инвесторов лишает возможности мобилизовать необходимые капиталы. Опираясь на вышеприведенные выводы, "как правило, владельцы крупных пакетов акций (которых трудно назвать инвесторами), не в состоянии эффективно управлять предприятиями". (М.Рахимов, Кыргызстан).

Кроме того, как следствие контроль крупного акционера над предприятием приводит к многочисленным конфликтам. Один из таких - "конфликт" интересов, возникающих в том случае, когда одно и то же лицо выступает с одной стороны как владелец акций предприятия, и с другой как руководитель этого же юридического лица.

У первого - интерес получить дивиденды. У второго - получить личные выгоды, которые может иметь руководитель, а их можно получить за счет увеличения непроизводственных расходов. Именно поэтому они не желают организовывать работу предприятия с целью увеличения чистой прибыли, поскольку она подлежит распределению между всеми акционерами, а получают свою выгоду за счет высокой зарплаты, представительских, различных разрешенных законодательством социальных льгот" (У.Сарбанов, Кыргызстан).

В государственном же масштабе страдает рынок капиталов, когда акционерные общества практически не проводят дополнительных эмиссий ценных бумаг.

Другой важный вывод состоит в том, что попытки ускоренного развития корпоративного управления в странах с переходной экономикой рынка корпоративных ценных бумаг будут малоэффективны до тех пор, пока они не будут опираться на постоянное совершенствование механизмов защиты инвесторов (акционеров) и системы исполнения законодательства.

В настоящее время, государственная собственность, в основном, приватизирована, и процессы преобразования собственности перешла в стадию пост приватизационного регулирования государством.

Но анализ приватизации, показывают, что она не дала, в полной мере, тех результатов, которые ожидались - интенсивного развития предприятий.

Одной из задач, в вопросе внедрения принципов корпоративного управления является постепенное, но направленное устранения государства (всех его ветвей) от управления хозяйствующими субъектами экономики.

В настоящее время, государство владеет гораздо меньшей собственностью, но процессы приватизации очень сильно замедлились.

Это объективно - в начале, приватизация была очень доступна, практически бесплатна - это прошедший период массовой приватизации.

Думается, с точки зрения целей Конференции, необходимо сделать соответствующие выводы в этом вопросе:

  • бесплатная раздача собственности не придала для большинства ощущения ее ценности и мотивов для дальнейшего развития этой собственности,
  • массовая приватизация, направленная на получение гражданами страны своей доли собственности, должна была сопровождаться денежным обращением (ее опосредованием), это фундаментальное положение, основанное на интересах.

Любое получение собственности, капитала должно быть за деньги. В противном случае, не развивается перераспределение и концентрация капитала, до степени, необходимой для развития.

Конференция, обозначила (как проблема присущая не только Кыргызстану) вопрос пост приватизационного представления государства в двух ипостасях:

  • Акционера,
  • Менеджера.

Надо признать, а работа Конференции, отчетливо это обозначила, что государство, при существующих механизмах, не справляется с этими задачами.

Особый интерес вызывает то, что о проблеме плохого управления государством говорили именно представители государственных органов, к примеру, представитель Молдовы: "Как любой акционер, государство заинтересовано в проведении своей политики.Своим правом акционера пользуется государство и при выдвижении своих представителей в органы управления акционерных обществ.

Существует Положение о представительстве государства в хозяйственных обществах, которым регламентировано, что полномочия представителя государства могут быть делегированы государственным служащим или специалистами госпредприятий (Опыт Кыргызстана показывает, что это неоптимальный путь). В хозяйственных обществах (в т.ч. акционерных обществах), в уставном капитале которого, имеется доля государства, председатель государства представляет и защищает права и законные интересы государства и действует от его имени не имея, при этом трудовых или иных договорных отношений с данным предприятием. Орган, который занимается администрацией государственного имущества, назначает, по представлению отраслевых министерств и департаментов, представителей государством соответствующие хозяйственные общества.

Основными функциями представителя государства является:

  • выдвижение кандидатур уполномоченного органа для избрания в совет общества, исполнительный орган и ревизионную комиссию;
  • контроль за величиной доли государства в уставном капитале общества;
  • контроль за правильностью расчета, полнотой и своевременностью перечисления обязательных платежей в бюджет и дивидендов по акциям;
  • оказание методологической помощи в установлении корпоративного управления.

Естественно, что в этих условиях, необходимо подготовить лиц, на который будут возложены эти функции. Формирование резерва кандидатов возложено на уполномоченный государственный орган - Департамент приватизации и управления госимуществом.

Для организации процесса их подготовки, в республике организовано межведомственная комиссия по тестированию представителей государства и выдача им сертификатов. На нее возлагаются функции по установлению уровня соответствия кандидатов, их тестированию и установления уровня знаний и профессиональной подготовки; принятие решения о присвоении квалификации и др.

Работа представителя государства оплачивается. Если он избирается в органы управления общества (совет директоров, ревизионную комиссию), оплата его труда производится в соответствии с решением общего собрания акционеров, согласно закону об акционерных обществах" (Профир Марин, Молдова).

В Кыргызстане, как правило, реальная эффективность этого представительства носит достаточно формальный характер.

Государственный чиновник не в состоянии достаточно эффективно управлять пакетами акций предприятия, тем более представлять интересы государства в 5-10 акционерных обществах. Этому мешают не только технические и временные сложности, но и отсутствие необходимой квалификации в области управления.

Серьезным барьером остается внеплановый характер этой работы - как, государственный служащий, обремененный государственными, общественными задачами, сможет управлять капиталом компании, в отношении которой профессиональные менеджеры посвящают все свое время.

Другой определяющей причиной является недостаточность мотиваций качественного управления акциями:

  • отсутствие легальных материальных стимулов
  • отсутствие реальных моральных стимулов.

В этом случае:

Представитель государства в акционерном обществе не проявляет интереса к делам этого предприятия, несмотря на наличие государственного контрольного пакета и порою даже крупного долга предприятия перед бюджетом.

По сути, такая позиция полностью "развязывает руки" администрации предприятия.

Или же, сознательно игнорирует факт наличия долгов предприятия государству в период выполнения функций государственного представителя и с возможно последующим переходом на более высокооплачиваемую работу в это акционерное общество.

Кроме отсутствия естественной основы для качественного управления государственной долей, имеет место и вышеуказанная некомпетентность. В наиболее упрощенном виде, это может выражаться:

  • в чрезмерной осторожности в принятии антикризисных решений, в особенности, связанных с реструктуризацией либо переориентацией компании
  • либо, в попустительстве и халатности.

Тем не менее, в области создания правовой нормативной основы для хорошей практики корпоративного управления, остаются нерешенные проблемы:

  • развитие законодательства по защите прав мелких акционеров по всему спектру проблем:
  • процедуры проведения общих собраний акционеров,
  • преимущественное право покупки акций новых выпусков,
  • конвертация акций,
  • порядок слияния и поглощения,
  • кумулятивное голосование,
  • контроль за исполнительным органом акционерного общества и др.
  • некомпетентность и пассивность акционеров,
  • несовершенство судебного механизма исполнения законодательдства,
  • совершенствование механизма пост приватизации государственной собственности,
  • государственное управление акциями (разработка четкого механизма управления принадлежащими ему пакетами акций),
  • отсутствие института оценки активов предприятий,
  • проблема раскрытия информации (требования к "прозрачности") акционерного общества,
  • судебные аспекты процедур банкротства,
  • отсутствие института антикризисного управления.

Отельной, до настоящего времени неосвещенной проблемой, является защита прав и интересов крупных акционеров, являющихся стратегическими инвесторами. Поскольку, при существующей модели, реальное оживление деятельности предприятий способны дать только одни, то есть начать крупномасштабные структурные реформы на предприятии, финансовые вливания.

Своеобразным венцом этой работы должно стать принятие Закона "Об акционерных обществах".

Данный Закон без преувеличения можно назвать фундаментальным законом для экономики государства, в котором должен быть определен механизм внутреннего и внешнего взаимодействия участников отношений собственности и вмешательства государства.

Это определение актуально для нас именно сейчас, поскольку в завершающей стадии находится принятие соответствующего Закона, который должен учесть вышеизложенные недостатки существующей системы, и в этом, своевременным было проведение Конференции, где у нас была возможность сверить свои направления по проблеме корпоративных акционерных отношений.

Данный Закон разрабатывался Национальной комиссией по рынку ценных бумаг, Центром по корпоративному развитию и другими заинтересованными ведомствами республики.

Нарушение прав акционеров, в том числе имущественных и не имущественных, на всех уровнях корпоративного права становится серьезной проблемой в развитии корпоративного управления, в улучшении инвестиционного климата в нашей стране.

Очевидно, что инвесторы очень чутко реагируют на положение дел по корпоративно праву. Будут ли вкладывать инвесторы свои денежные средства в нашу экономику, во многом зависит от того, как будут соблюдены сегодня и в будущем права акционеров и инвесторов.

Данная Конференция имеет результирующий характер, поскольку совпадает с окончанием одного из этапов работы по внедрению принципов корпоративного управления в промышленном секторе экономики Кыргызстана.

Перспективы

С сегодняшних позиций деятельности Центра по корпоративному развитию в рамках Программы "Корпоративное управление и реформа предприятий" и результатов Международной конференции "Развитие корпоративного управления" можно определить следующие направления по дальнейшему внедрению принципов корпоративного управления.

Одним из вопросов промышленного сектора, перед которыми в настоящее время стоит Кыргызская Республика, является большое количество убыточных и неэффективных компаний, как среди крупных, так и среди средних и малых предприятий, развивающегося частного сектора.

Добиться улучшения уровня развития промышленного сектора в период переходной экономики можно только за счет качественных изменений в производительности и рентабельности каждого предприятия, основу которых составляет повышение качества управления промышленными предприятиями.

Предпринимаемые предприятиями такие меры, как:

  • внедрение современных принципов управления и оптимизация его структуры
  • сокращение рабочей силы и стабилизация заработной платы для высвобождения денежного потока и высвобождения доходов для инвестиций
  • "перераспределение" социальных и нераспределенных активов - перевод большинством предприятий таких активов, как жилье, места отдыха, столовых местным органам власти, а также продажа излишних невостребованных активов, как товарно-материальные запасы, оборудование и техника
  • поиск новых платежеспособных рынков
  • получение оборотного капитала
  • новая продукция и повышение качества,
  • неэффективно проводятся их руководителями, и они продолжают испытывать трудности с пополнением оборотного капитала, с привлечением инвестиций, поиском новых рынков, смягчением социальных факторов.

Опыт работы и анализ общей ситуации дает основания считать, что все начинания сталкиваются с одним из главных препятствий на пути качественного оздоровления производственного сектора - с некомпетентностью большинства руководителей предприятий, акционеров и населения, которые не владеют современными методами управления средними и мелкими предприятиями.

Реализация направлений по дальнейшему обучению и совершенствованию законодательства необходима для:

  • развитие средних и малых предприятий и достижение их эффективной работы,
  • повышение инвестиционной привлекательности средних и малых предприятий,
  • обеспечение соответствующего уровня квалификации действующего менеджерского состава предприятий в вопросах управления компанией,
  • достижение оптимальной управленческой структуры средних и малых предприятий и постановка современных принципов управления ими,
  • обеспечение оптимальной законодательной правовой среды деятельности средних и малых предприятий, стимулирующей их дальнейшее развитие,
  • устранение непонимания акционерами и населением требований по качественному управлению своей собственностью и его прозрачности,
  • обеспечение дальнейшей работы программы информирования и образования населения посредством издания некоммерческой газеты "Корпоративный вестник" и повышение качества воздействия программы.

Анализ результатов Конференции показали необходимость реализации Региональных (в масштабах стран СНГ) программ, подобных Программе "Корпоративное управление и реформа предприятий" проводимой в Кыргызстане.

Также, очень интересной, на наш взгляд, является проект, который можно условно назвать "Сеть по внедрению принципов корпоративного управления", которая бы охватывала страны СНГ. Этот проект мог бы задействовать интеллектуальный и технический потенциал Центра по корпоративному развитию, методики внедрения принципов корпоративного развития, полученные в рамках Программы "Корпоративное управление и реформа предприятий".

Таким образом, на сегодняшний день, необходима реализация следующих направлений:

  • Региональная (для стран СНГ) программа по корпоративному управления на базе методологии Программы "Корпоративное управление и реформа предприятий" Кыргызской Республики.
  • Проект "Сеть по внедрению принципов корпоративного управления", для стран СНГ.
  • Разработка адаптированных и унифицированных программ обучения по направлениям:
  • менеджмент
  • финансы
  • маркетинг
  • право
  • программа информирования и образования населения.
  • Обучение действующего менеджерского состава предприятий современным принципам управления компанией.
  • Бизнес-консультирование средних и малых предприятий по вопросам постановки современных методов управления и реформирования предприятий.

Данная компонента включает в себя обучение групп руководителей промышленных предприятий высшего и среднего звена современным принципам управления компанией.

  • Суммирование мирового опыта, унификация и объединение с адаптированными программами на базе предыдущего опыта Центра и экономических реформ.
  • Организация бизнес-консультирования средних и малых предприятий по вопросам повышения качества управления предприятиями, оптимизации структуры управления.
  • Улучшение законодательства по средним и малым предприятиям. Эта задача требует проведения анализа существующего законодательства, связанного со средними и малыми предприятиями, определения слабых мест проблемы - законодательства препятствующего развитию средних и малых предприятий, улучшение существующего законодательства, разработка нового законодательства.
  • Обучение акционеров принципам управления собственностью и повышения его эффективности.
  • Организация обучающих семинаров на базе Центра и выездных семинаров в регионы республики для обучения принципов управления своей собственностью, правам и обязанностям акционеров, вопросам взаимодействия собственников и менеджеров предприятий.
  • Участие в общих собраниях акционеров для консультаций и наблюдений.
  • Программа информирования и образования населения по вопросам управления собственностью, акционерным правам и обязанностям.

 

 

Реклама: