Letyshops

Поговорим о финансовой грамотности

Дэвид Шерман, Дэвид Янг

Начало в выпусках: #125

Отчетности нужно внимание

Кроме ожидаемого роста продаж, есть иные причины уделить особое внимание финансовой отчетности:

  • Увеличиваются ожидания инвесторов относительно прибыли. Никогда прежде внимание к доходам предприятий не было таким пристальным, как после скандала с пенсионными и взаимными фондами. (Согласно результатам исследования, несоответствие прибыли всего на 1% аналитическим прогнозам может отразиться на цене акций);
  • Растет международная конкуренция, что уменьшает маржу и усложняет получение прибыли;
  • Усиливается финансовое стимулирование: активнее применяются опционы на акции, которыми заменяют или дополняют зарплату; акции используются для покупки компаний.

Число судебных исков, конечно, не отражает всего объема недостоверной отчетности, многое остается нераскрытым. Тем не менее, за последние годы иски в связи с финансовой отчетностью участились.

В 1998 г. 59% групповых исков федерального уровня было связано с бухучетом (в 1991 г. - только 35%); 146 - с учетом ценных бумаг (1991 г. - 55); 51 - с недостоверностью финансовой отчетности (1991 г. - 0). [Zacharias, Carol - "Новые правила, новая ответственность" - Journal Of Accountancy p53, 54 August 2000.]

Вы - в группе риска?

Опыт показывает, что некоторые деловые характеристики особенно часто бывают связаны с бухгалтерскими манипуляциями в компании. Наиболее уязвимы такие организации:

  • Быстрорастущие фирмы в период замедления роста. Руководство, привыкшее к нескончаемому потоку увеличивающихся цифр, пытается скрыть уменьшение прибыли и объема продаж;
  • Видные, популярные компании, пользующиеся повышенным вниманием прессы (Priceline, Amazon). Даже самые мелкие их проблемы получают широкую огласку, что заставляет фирмы "фильтровать" исходящую информацию;
  • Предприятия с принципиально новой структурой, где пока непонятно, как что учитывать. Так, Интернет-компании осуществляют сделки, непривычные для прежней экономики (в частности, столь популярный среди вебсайтов бартер рекламы). Стандарты учета молчат, давая руководству простор для манипуляций;
  • Компании, за которыми наблюдает небольшое количество аналитиков, вследствие чего рынок меньше следит за их капиталом и корпоративной финансовой отчетностью;
  • Компании со сложной формой собственности и финансовой структурой, из-за чего важные сделки менее прозрачны и возникает конфликт интересов.

Наличие указанных признаков не обязательно означает, что компания вовлечена в учетные махинации. Однако руководители таких фирм должны уделить особое внимание вопросам финансовой отчетности.

Как могут акционеры защитить свои интересы? Ответ должен знать совет директоров, а точнее - аудиторский комитет, задача которого - анализировать, оценивать, изучать правила и практику учета и отчетности.

Чтобы справиться с этими функциями, члены комитета по аудиту и все, кто защищает интересы акционеров, должны быть финансово грамотными. К несчастью, лишь немногие могут похвастаться этим.

На международном рынке

В международной деловой среде сложнее оценить финансовые показатели и степень их достоверности. Известный пример - решение Daimler Benz в 1993 г. котироваться на NYSE.

Daimler перевел свою финансовую отчетность с немецких стандартов на американские, как того требует SEC. 602 млн. марок прибыли превратились в 1,8 млрд. марок убытка, в основном из-за различий в методах учета резервов.

Доходность капитала (return-on-equity) голландского банка ABN-AMRO в 1998 г. снизилась при переходе с голландских правил на US GAAP с 17% до 11%. И подобных случаев много.

Известно, что китайские компании, следуя местным стандартам учета, показывают в среднем на 20% больше прибыли, чем получилось бы по IAS.

Что же такое финансовая грамотность и как она предотвратит крах будущих MicroStrategy и KSR? Какие вопросы и методы анализа должны использовать финансово грамотные члены советов, защищая интересы акционеров?

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134

 

 

Реклама: