Letyshops

Новичок на международной сцене

Деннис Р. Бересфорд

Начало в выпусках: #85

В кратком изложении

Состав группы и регламент

Каждая организация - участник G4+1 сама решает, кто будет представлять ее на заседаниях группы. Большинство организаций делегируют одних и тех же людей на все собрания, но некоторые меняют представителей в зависимости от темы обсуждения.

Как правило, от лица FASB и Британского комитета по стандартам бухгалтерского учета (а также ряда других организаций) выступают председатели и их заместители. Каждого члена правления сопровождает один или несколько сотрудников высокого ранга.

Первое собрание было организовано и проводилось группой, представляющей страну, в которой проходила встреча. Недавно, с целью повышения эффективности, был впервые избран председатель G4+1. В настоящее время им является Джеймс Лизенринг (James Leisenring), вице-председатель FASB.

Форма работы G4+1 относительно неофициальна. Как правило, группа стремится достичь консенсуса, однако иногда учитывает мнение не только большинства, но и меньшинства. Делегация каждой страны определяет для себя, как она будет голосовать. Если представители одной страны имеют разные точки зрения, они должны уладить свои разногласия и занять общую позицию.

Мнение, высказанное отдельным лицом во время заседания группы, не является официальным мнением организации, которую представляет это лицо. Как говорилось в предисловии к недавнему специальному отчету по совместным предприятиям, "несмотря на то, что участники рабочей группы являются представителями организаций - разработчиков стандартов, в ходе дискуссий они выражают свое личное мнение, а не мнение организации".

Из-за постоянно возрастающего интереса к своей деятельности, G4+1 решила с начала года сделать заседания открытыми для общественности, "насколько это возможно и насколько позволяют помещения, предоставленные страной проведения". Такая политика открытых дверей должна помочь сбросить завесу таинственности с деятельности G4+1. Однако группа не является официальным разработчиком стандартов, и документы, по которым она проводит открытые дискуссии, не являются частью деятельности по разработке стандартов страны, если только этого не пожелает какая-либо организация.

Тем не менее, специальные отчеты и обсуждения группы G4+1 нередко являются ориентиром при составлении повестки дня организаций-участниц. В некоторых случаях исследования G4+1 представляли собой первый шаг в работе FASB по какому-либо вопросу. Например, отчеты по хеджированию и слиянию предприятий очевидно связаны с проектами, осуществление которых комитет уже планировал, а появление отчетов G4+1 вызвало отклики организаций - участниц группы.

Один из способов определить, собирается ли FASB действовать в направлении, заявленном в специальном отчете G4+1 - понаблюдать, как комитет приглашает соответствующие инстанции к дискуссии. Например, в сентябре 1999 года отчет по вопросам бухгалтерского учета в совместных предприятиях включал в себя письмо от директора FASB по исследованиям и технической деятельности с просьбой присылать комментарии к отдельным темам. Письмо устанавливало предельный срок представления комментариев - 31 января 2000 года. В отчете же о формате финансовой отчетности, также опубликованном в сентябре 1999 года, не было подобного письма - лишь в предисловии содержалось общее приглашение к дискуссии. Совершенно очевидно, что FASB считает вопрос о совместных предприятиях гораздо более важным.

Отчет о формате финансовой отчетности можно связать с проектом FASB по расширенным доходам (project on comprehensive income). Несмотря на то, что проект был завершен публикацией Стандарта 130 в 1997 году, некоторые члены комитета хотели бы усовершенствовать указанный формат отчетности. Представители Комитета Великобритании по стандартам бухгалтерского учета уже подготовили одно сообщение по этому вопросу, однако в ближайшем будущем FASB может затребовать еще одно - для поддержки нового проекта по изменению стандарта 130.

Отчет о совместных предприятиях затрагивает тему, имеющую отношение к группе проектов FASB по вопросам консолидации. В течение нескольких лет многие руководители предприятий и другие лица твердили FASB, что вопросы бухгалтерского учета на совместных предприятиях более важны, чем политика и механизм консолидации, отчасти благодаря более активному использованию этой формы собственности для распределения бизнес-рисков.

Те, кому импонируют новые принципы бухгалтерского учета для совместных предприятий, в большинстве своем поддерживают метод пропорциональной консолидации. Однако в недавнем специальном отчете выдвигаются аргументы в пользу учета по методу долевого участия, который, в основном, используется в настоящее время. При благоприятном исходе спора призывы к FASB заняться вопросами бухгалтерского учета на совместных предприятиях должны утихнуть.

План действий

Группа G4+1 обсуждает множество вопросов, которые могут лечь в основу будущих специальных отчетов или иных документов, издаваемых группой:

  • учет по методу долевого участия;
  • новые принципы оценки активов и обязательств;
  • финансовые инструменты;
  • выплата заработной платы в форме акций;
  • конструктивные обязательства.

Потенциальные пункты повестки дня:

  • нематериальные активы;
  • определение остаточных процентов;
  • обязательства, связанные с охраной окружающей среды;
  • пенсионные выплаты.

Многие из этих тем дают возможность разработчикам стандартов поделиться опытом в пользу других участников группы G4+1.

Будущее международных стандартов

На основании моего опыта активного участия в мероприятиях по унификации бухучета в последние десять лет, я могу предсказать, что в странах, представленных в G4+1, формат финансовой отчетности будет изменяться в рамках разработки единых международных стандартов. Однако для истинного, всеобщего согласования стандартов бухгалтерского учета потребуется не меньше десяти лет.

Без сомнения, кто-то может со мной не согласиться. Многие будут думать: если мы не смогли договориться об общем языке или общей валюте, как мы договоримся об общих правилах бухучета? Другие скажут, что стандарты IASC более чем адекватны в качестве общей базы для подготовки финансовой отчетности и Комиссии по биржам и ценным бумагам следует скорее одобрить их и даже, возможно, в ближайшем будущем упразднить FASB.

Существующие американские стандарты бухгалтерского учета являются гораздо более полными, нежели IASC или стандарты какой-либо другой страны. Что еще более важно, наша система финансовой отчетности включает в себя такие аспекты, как независимая аудиторская проверка, надзор со стороны Комиссии по биржам и ценным бумагам и наказание, предусмотренное за нарушение требований стандартов. Подобной системы не существует нигде в мире, а препятствия на пути создания международной системы или хотя бы сопоставимых внутренних систем огромны.

Унификация стандартов будет по-прежнему оставаться приоритетом для FASB. Подтверждением этого может служить проект по вопросам слияния компаний. FASB дал понять: отмена метода слияния без переоценки активов была обусловлена, в основном, тем, что в большинстве стран он не используется.

Роль G4+1

Итак, каково же место группы G4+1 в движении по унификации бухгалтерской отчетности разных стран? G4+1 могла бы стать глобальным разработчиком стандартов, заменив IASC или вступив с ним в конкуренцию, однако этому препятствует ряд факторов:

  • количество участников G4+1 ограничено, и в ней не представлена большая часть стран мира. Несмотря на то, что некоторые страны выразили желание присоединиться к G4+1, на данный момент их внутренняя система финансовой отчетности строится на основе иных задач или они не располагают необходимой исследовательской и кадровой базой;
  • группе G4+1 пришлось бы развивать инфраструктуру, которая уже существует в представленных организациях и в IASC. Например: разрабатывать регламент, механизм получения непосредственных откликов общественности и заново изобретать многое, что уже существует в FASB и других организациях.

Вместо того, чтобы становиться разработчиком стандартов, более вероятная перспектива для G4+1 - продолжать заниматься тем, чем группа занимается сейчас, но только в большем объеме. Служить чем-то вроде международного бухгалтерского научно-исследовательского подразделения. Страны-участницы, а также, возможно, некоторые другие, будут продолжать сотрудничество в рамках проектов, имеющих большое значение. Совместные исследования и принятие решений по важным вопросам заложат основу для приведения стандартов разных стран к одному или схожим форматам.

Я верю, что G4+1 будет по-прежнему играть важную роль в движении за унификацию стандартов бухгалтерского учета. Корпорации, практикующие бухгалтеры, финансовые аналитики и все, кто заинтересован в существовании стандартов финансового учета, должны уделять внимание отчетам G4+1 и, по возможности, предоставлять свои комментарии.


Деннис Р.Бересфорд, CPA, профессор бухгалтерского учета в J.M. Tull School of Accounting, Terry College of Business, University of Georgia. Являлся председателем FASB в период с 1987 до 1997 года.

 

 

Реклама: