Letyshops

Бухгалтерский учет в России

Экспертная группа газеты "Аудит сегодня"

Начало в выпусках: #56

Документальная и организационная обособленность бухучета и налогообложения

Основные положения Закона "О бухгалтерском учете в РФ":

  1. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают обязательные для исполнения нормативные документы по бухучету (п.2 ст.5 Закона);
  2. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона о бухгалтерском учете, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации (ст.3 Закона);
  3. Систематизация информации первичных документов в регистрах бухучета, отражение информации в регистрах по соответствующим счетам бухучета; обязанность составления бухгалтерской отчетности на основе данных синтетического и аналитического учета (ст.10 Закона);
  4. Формы первичных учетных документов, подлежащих принятию к учету являются обязательными и установлены альбомами унифицированных форм первичной учетной документации (с. 9 Закона).
Недостатки:
  1. Законом не определены конкретные органы регулирования бухучета;
  2. Не определен перечень обязательных нормативных документов, формирующих систему учета;
  3. Не определен обязательный перечень нормативных документов, обеспечивающий достоверность учета - взаимосвязь и сопоставимость информации первичных документов, данных аналитических и синтетических счетов и отчетности: первичные документы (нормативные документы и органы, определяющие порядок составления, обязательные и рекомендуемые реквизиты первичных документов порядок отражения на конкретных счетах или обязательную ссылку на конкретную статью, пункт нормативного документа, определяющего порядок отражения данного первичного документа в бухучете (на конкретных счетах и в конкретных регистрах); регистры учета - перечень и формы регистров, порядок их заполнения и ведения, сопоставимость действующих регистров статьям бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности;
  4. Первичные документы принимаются к учету только по унифицированной форме - не определено, какие документы должны устанавливать порядок принятия этих документов к учету
  5. Среди целей и задач бухучета не предусмотрено правильное и точное исчисление налогов и сборов

Ниже, в схемах 1 и 2 приведен порядок формирования отчетности - схема 𔫝- предусмотренный Законом о бухгалтерском учете и схема 𔫞 - фактическая отчетность, с учетом несовершенства законодательства и нормативной базы по бухучету..

Схема № 1.

Бухгалтерская отчетность

Инструкция МФ РФ (ЦБ РФ)
по составлению отчетности

 

Регистры бухучета (главная книга, журналы-ордера, разработочные ведомости )

 

Хозяйственные операции

План счетов и инструкция по его применению,
ПБУ, нормативные акты и методические указания

 

Первичные документы

Унифицированные формы первичных документов

В результате перечисленных недостатков российская отчетность базируется на следующем (недостаток и его следствие):

  1. Законом не определены конкретные органы регулирования бухучета

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в ред. - Постановления Правительства РФ от 18.06.99 № 643 ) основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются (пункт 5 Положения):

  • "разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях)".
  • Согласно пункту 6 (пп. 52 и 53) этого же Положения "Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
  • подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации;
  • утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях)".

На момент принятия Закона "О бухгалтерском учете" существовало другое Положение о Минфине, в котором была не расплывчатая фраза "реализует меры по методологическому руководству", а вполне конкретно Минфин был указан как единственный руководитель - подпункт 7ф Положения о Минфине (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 984) Минфин "осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию, утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности".

И тем не менее, в Законе о бухучете было проигнорировано существовавшее Положение о Минфине. Однако, спустя около двух лет постановлением � (см. выше) утверждено новое Положение о Минфине, в котором слабее, но все-таки озвучена роль Минфина по "реализации мер по методологическому руководству" бухучетом.

Итак, в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете "общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации".

В соответствии с п.52 Положения о Минфине, "реализует меры по методологическому руководству" Минфин.

В соответствии со ст. 5 (рассмотрена в предыдущем номере газеты) регулирование бухучетом осуществляется органами, которым "федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета", они разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов, положения по бухучету, другие нормативные акты и указания. Как мы только что убедились, Положение о Минфине, которым ему предоставлено право утверждения нормативных актов по бухучету, есть. Но Положение - это не федеральный закон.

А Законом о бухучете эти органы, как мы уже рассмотрели в предыдущем номере, пока не определены (о них, похоже, вообще забыли, поскольку Закон принят еще в 1996 году, а сейчас на пороге - двухтысячный).

В законе только одна функция Минфина изложена однозначно "формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации" (п.3 ст.13 Закона).

В результате неопределенности Закона фактически издают обязательные к исполнению документы по бухучету четыре ведомства, независимых друг от друга, не заботящихся о том, чтобы их документы были прописаны четким профессиональным бухгалтерским языком и были реально применимы на практике бухгалтером и однозначно понимаемы и контролерами, и налогоплательщиками:

  • Правительство РФ - указы, постановления;
  • Минфин РФ (ЦБ РФ - по банкам) - нормативные документы, инструкции по бухучету и отчетности;
  • Госкомстат РФ - формы первичных документов и краткие аннотации к их заполнению.

А проверяет их применение совсем другое ведомство - Министерство по налогам и сборам (МНС), которое с 1999 года (указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. � о преобразовании Госналогслужбы в МНС) стало совершенно независимым.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #58, #60, #61, #62

 

 

Реклама: