Letyshops

Создание системы бизнес-правил. Часть 4

Барбара фон Халле

Главы 1-3 опубликованы в предыдущих выпусках.

Правила - третье измерение

Эту статью можно было бы назвать: "Роман о скрытом измерении". Позаимствуем идею из книги "Приключение в Плоской Стране" (Abbot, Edwin A, 1952): человек, воспринимающий мир одномерно, видит только линии.

Если посмотреть с края стола (одномерно) на такой трехмерный объект, как монета, он будет выглядеть не цилиндром (3 измерения) или овалом (2 измерения), а прямой линией (1 измерение). С этой точки зрения, любая фигура кажется линией, а остальные грани объекта скрыты, хотя и присутствуют.

Ток, кто воспринимает мир двухмерно, будет, конечно, видеть больше, чем просто линии. Он может различать треугольники, квадраты и другие фигуры. В частности, монету на столе он воспримет как круг.

Таким образом, "одномерный" и "двухмерный" наблюдатели будут иметь об одном и том же объекте разное представление. Более того, двухмерный не сможет описать округлость монеты одномерному, который ничего не знает об окружностях.

Для трехмерного наблюдателя монета - цилиндр, обладающий длиной, шириной и высотой. Однако он не сумеет разъяснить двухмерному понятие высоты, а одномерному - длины и ширины.

Правила можно считать третьим измерением деловой информационной системы. Первым - исторически были процессы. Именно как процессы мы, в основном, воспринимали системы. Разрабатывая и используя методологии анализа процессов, мы стали экспертами в "первом измерении" и создали мощные компьютеры для исполнения процессов.

Вторым измерением были данные. Мы начали воспринимать системы как сочетание процесса и данных и разработали методологии анализа данных. Некоторые из нас стали экспертами во "втором измерении", а для манипуляций с данными мы создали мощные СУБД.

В предыдущих частях статьи было дано представление о правилах как измерении. Мы увидели, что это измерение отличается от двух других: процессов и данных. Фактически оно добавило высоту в двухмерное восприятие системы. Теперь можно искать применение методологиям анализа правил, использовать и разрабатывать технологии для их исполнения.

Введение в анализ

Самое интересное в "измерении" правил - это их анализ. В процессе анализа артефакты, собранные на каждом пути правил, упорядочиваются.

К анализу следует приступать, когда готов комплекс правил, которые можно изучать и улучшать.

Результатом анализа должны стать: набор процедур управления бизнес-правилами и логическая модель правил.

В данной статье логическая модель правил состоит из трех основных результатов:

  • набор правил, выраженный в стандартных терминах и фактах, проанализированный на предмет качества логики правил или семантической целостности;
  • таблица или схема, которая отражает взаимозависимость правил;
  • таблица или схема, где правила соотнесены с данными или знаниями, на которые каждое правило ссылается или которые создает.

Критерии качества

У многих из вас есть критерии, по которым вы судите о (семантическом) качестве логической модели данных. Рассмотрим критерии для оценки (семантического) качества правил:

  • значимость/обоснованность (правило должно иметь смысл для целей анализа);
  • неделимость (правило должно выражать одну идею, которую исполнитель, человек или машина, может использовать как руководство к действию);
  • декларативность (правило должно предписывать решение или расчет, а не диктовать процедуру для исполнения и контроля решения или расчета);
  • понятность/точность (пользователи должны понимать, что правило предсказуемо и повторяется при применении);
  • полнота (правило должно иметь все необходимые интеллектуальные свойства);
  • надежность (правило должно происходить из источника, уполномоченного решать, что именно такое правило необходимо данному предприятию);
  • аутентичность (при копировании в различные формы - естественные языки, шаблоны, декларативные спецификации, исполняемый код - должно сохраняться исходное назначение правила).

Есть три критерия для оценки набора правил. Он должны быть:

  • полным (имеются все правила, нужные для защиты цельности связанных деловых событий);
  • уникальным/не избыточным/минимальным (нет бесконтрольных, избыточных правил);
  • последовательным (отсутствуют явные внутренние противоречия).

На Рис. показано, когда и как в методологии бизнес-правил можно рассматривать каждый из десяти критериев оценки качества правил.

Рис. Советы, как повысить качество правил и наборов правил

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #151

 

 

Реклама: