Letyshops

Бухгалтерский учет в России

Экспертная группа газеты "Аудит сегодня"

Начало в выпусках: #56, #57, #58, #60, #61

Почему бухгалтер должен выполнять обязанности Минфина - ломать голову - как отразить в бухучете многочисленные, почти ежедневные нормативные документы, выпускаемые Правительством РФ, МНС РФ, Госкомстатом, Пенсионным фондом и прочими внебюджетными фондами?

Ведь в России отсутствуют единые правила выполнения каждого документа по бухучету, но существуют жесткие санкции за любое неправильное ведение учета ?! При этом ни один из разработчиков этих документов не может объяснить их практическое применение в учете?!

Мы не случайно в нескольких номерах газеты рассмотрели положение с бухгалтерским учетом в России в целом. Ситуация настолько обострена, что не говорить об этом уже нельзя. Может, не все у нас гладко изложено; может, где-то прорываются и резкости, хотя мы стараемся изложить свои выводы деликатно (если вообще подходит слово "деликатность" в таком грандиозном обмане миллионов налогоплательщиков). Но мы стараемся выполнить основное - не просто говорить, но и доказать, что учет в сегодняшнем виде не может дать достоверную информацию о нашем имуществе (т.е. она будет достоверна по нашему, субъективному мнению, но доказать эту достоверность мы не сможем, а при желании контролирующих и иных органов её очень легко опровергнуть); что наши органы (департамент методологии Минфина) неспособны регулировать учет и что сама законодательная основа по бухгалтерскому учету отсутствует.

Мы не ставим перед собой в качестве основной задачи комментировать и публиковать каждый вновь выходящий документ с изложением своего мнения по его применению. Многочисленные вопросы по применению - это уже следствие существующей системы бухучета в России. Вопросов по применению вообще не должно возникать. А их возникает десятки и сотни по каждому новому документу! Пример тому - ниже - комментарии к Перечню выплат по фонду занятости.

Вывод может быть только один - необходимо устранять причину; менять целиком существующее ненормальное положение с бухучетом, а не только и не столько решать отдельные частные вопросы, которые лишь усугубляют это положение (только комментариев Минфина сейчас по бухучету - тысячи - откройте, например, любую базу, задав для поиска - "письмо Минфина РФ").

Каждый должен заниматься своей работой: исполнитель - исполнять, а контролер - контролировать, и не проводить анализ сотен документов для обоснования каждой бухгалтерской проводки - какой из документов подходит, какой нет, как это воспримет проверяющий, что означает этот документ, и вообще, был его составитель в момент составления в ясном и трезвом разуме!

Никто пока такие вопросы не осмеливается ставить. Ни одно периодическое издание по бухучету и аудиту, ни одно объединение аудиторов, ни одна крупная аудиторская фирма! Можете убедиться в этом, открыв любое периодическое издание по бухучету - Финансовая газета, журналы Аудиторские ведомости, Аудитор, Бухгалтерский учет, Главбух, Московский бухгалтер и далее - по каталогу Роспечати.

А ведь представители объединений и фирм присутствуют и в Комиссии по аудиторской деятельности, и в ЦАЛАКе; участвуют в разработке документов по аудиту и бухучету. И уж конечно прекрасно понимают и нашу озабоченность, и реальное положение как с бухучетом и аудитом, так и с органами, их регулирующими.

Но это их знание дальше них самих пока не уходит, и реальной пользы бухгалтерам и рядовым аудиторам не приносит. Подчеркиваем - пока. Тут однажды Финансовая газета (основное крупное периодическое издание по бухучету) сделала неожиданный для себя вывод за подписью экспертной группы "Финансовой газеты" о том, что ведь Закон "О бухгалтерском учете", оказывается, и не ставит такой задачи ведения бухучета, как "правильное исчисление налогов"! Приводим дословно: "Иными словами, из представленных выше основных документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, следует, что правильное и точное исчисление налогов и сборов как задача бухгалтерского учета не предусмотрено" ("В помощь бухгалтеру. Учет для целей налогообложения"; 󎲹 за 1999 год, региональный выпуск "Финансовой газеты"); испугалась своего же вывода (все-таки это официальный печатный орган Минфина; публиковать в нем косвенные обвинения того же Минфина - значит лишиться возможности публиковать вообще) и свела поставленный вопрос к частностям - как все-таки оформить и рассчитать показатели для их сопоставимости в налоговой и бухгалтерской отчетности.

Несовершенство нормативной базы по бухучету, порождающее многочисленные комментарии и неоднозначное толкование как исполнителей, так и проверяющих, приведем на примере Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в фонд занятости - см. таблицу № 1). Хотя таких примеров - почти каждый документ.

В перечне - почти в каждом пункте (см. графу 2 таблицы 𔫝) ссылка на "соответствующее законодательство". Какое, не уточняется. Приведенная таблица - только мизерная часть того, что держит любой бухгалтер в памяти. В памяти, потому что это только документы по одному субсчету, и только в части выплат по одному из внебюджетных фондов, на которые взносы не начисляются. В соответствии с действующим планом счетов это может быть субсчет к счету 69 "Расчеты с внебюджетными фондами". Никто не будет такую таблицу делать просто потому, что завтра она устареет.

А она очень нужна.

Во-первых, для того, чтобы в любой момент доказать проверяющему, что бухгалтер действовал правильно, а, в свою очередь, проверяющему - лишь убедиться в этом, не доказывая друг другу кто прав и почему с конечным итогом - наложением санкций.

Во-вторых, не тратить время и нервы на поиски документов, которые, возможно, имел ввиду разработчик (а может, разработчик учитывал совсем другие документы, если он их вообще - учитывал!).

Сейчас бухгалтер действует по сложившейся практике - например, больничные листы - какие представил работник, такие бухгалтер и примет, с беглым осмотром оформления. Потом может выясниться, что проверяющий требует иного оформления (например, разборчивый диагноз, хотя понятие разборчивость также спорно). Никакие доводы работника, что врач был загружен и хорошо, что хотя бы такой больничный выдал, проверяющим приняты не будут (этим проверяющим - не будут, а другим, может, и будут).

Мы заполнили вторую графу таблицы только по семи пунктам Перечня. Оставшиеся 17 пунктов можно продолжить аналогично - ответа на них нет. Многие бухгалтеры считают сложившуюся практику оформления первичных документов (больничные, различные документы по начислению детских и иных пособий и т.п.) незыблемой. Однако это не так. Ни один из разработчиков не возьмет на себя смелость объявить официальные требования к оформлению таких документов примерными, без обязательных показателей. Но чтобы назвать одни показатели обязательными, другие - рекомендуемыми, надо поднять все действующие документы, провести анализ, выявить, какие показатели необходимы, а какие - нет. Это слишком сложно для разработчиков. Да и кто, собственно, в данном случае разработчик этого документа - Путин, правительство? Нет. Минтруд или МНС, к которым адресует 2-й пункт постановления для снятия вопросов? Мы знаем только то, что в соответствии с положением о Минфине реализация методологического руководства бухгалтерским учетом возложена на Минфин РФ.

Данные, необходимые для правильности начисления взносов в фонд занятости; обоснования правильности начисления взносов в фонд занятости и отражения их в бухгалтерском учете при формировании себестоимости, отсутствуют (графы 2-5 таблицы № 1). Но требуются при проверках.

Таблица № 1

Виды выплат

Нормативный документ - название, дата, номер, кем утвержден, период действия

В нашем случае - Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в государственный фонд занятости населения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 1999 г. N 1193

Норма- тивный документ,

на который ссылается пункт Перечня

(название, дата, номер, кем утвержден, номер пункта)

Первичные документы

,

на основании которых бухгалтер может начислить и произвести выплату (нормативный документ с единой или рекомендуемой формой, по которой составлен первичный документ на выплату; обязательные или рекомендуемые реквизиты)

Источник выплаты

(основание, по которому может бухгалтер начислить выплату из того или иного источника) - себесто- имость,  чистая прибыль и др.

Регистры бухучета -

Бухгал- терские проводки по счетам бухучета в зависи- мости от вида выплаты и источника, за счет которого произво- дится выплата

1

2

3

4

5

1. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта), денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации средняя заработная плата на период трудоустройства работникам, высвобождаемым в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата или ликвидацией организации.

Нет

Нет

Оформление выходного пособия, компенсации; сокращения численности, ликвидация - приказ для бухгалтера ?; если да, по какой форме, при ликвидации - на какой стадии ликвидации возможно начисление;

Форма договора, причины прекращения - любые или нет

Нет

Нет

2. Государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.

Нет

Нет

Разные пособия - на детей, по временной нетрудо- способности, на погребение, пенсии и иные выплаты (какие иные?), кем предусмотрена форма оформления всех этих выплат; какие необходимы первичные документы или их копии для начисления соответствующего пособия

Нет

Нет

3. Компенсации и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исключая доплаты до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска.

 

Нет

первичные документы или их копии, необходимые для начисления компенсации или льготы

Нет

Нет

4. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

Нет

Нет

первичные документы или их копии, необходимые для подтверждения вреда, причиненного работнику

Нет

Нет

5. Компенсация, выплачиваемая работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.

Нет

Нет

первичные документы или их копии, необходимые для начисления компенсации

Нет

Нет

6. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нет

Нет

первичный документ, подтверждающий причиненный вред вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нет

Нет

7. Материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Нет

Нет

Нет

8. Материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

 

Нет

Нет

Нет

9. Единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию.

 

Нет

Нет

Нет

10. Суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством Российской Федерации; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Нет

Нет

Нет

Нет

11. Стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению.

Нет

Нет

Нет

Нет

12. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

Нет

Нет

Нет

Нет

13. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством Российской Федерации.

Нет

Нет

Нет

Нет

14. Стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников в соответствии с законодательством Российской Федерации жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение.

Нет

Нет

Нет

Нет

15. Стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нет

Нет

Нет

Нет

16. Стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей.

 

Нет

Нет

Нет

17. Стипендии, выплачиваемые учебными заведениями и работодателями учащимся (студентам, аспирантам) в период обучения с отрывом от производства.

 

Нет

Нет

Нет

18. Доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).

 

Нет

Нет

Нет

19. Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по обязательному страхованию работников.

 

Нет

Нет

Нет

20. Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.

 

Нет

Нет

Нет

21. Суммы страховых платежей (взносов), не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Нет

Нет

Нет

Нет

22. Вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам.

 

Нет

Нет

Нет

23. Средства избирательных фондов кандидатов, избираемых в федеральные органы государственной власти, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке; доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе; доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

 

Нет

Нет

Нет

24. Фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия).

 

Нет

Нет

Нет

Поэтому просим считать нижеперечисленные вопросы официальным запросом в Правительство РФ и Минфин РФ на примере последнего документа по бухучету - Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в фонд занятости, но с выводами по положению с бухгалтерским учетом в России в целом:

  1. Почему документы публикуются неподготовленными для выполнения их бухгалтером, без согласования с Минфином, на который возложены функции формирования системы бухгалтерского учета и его регулирования; почему в документах, опубликованных для выполнения, отсутствуют данные, необходимые для этого выполнения и не имеют ссылок на документ, предусматривающий это выполнение (нормативные документы, требования к оформлению, наличие необходимых первичных документов и т.д.), на примере конкретного документа - Перечня видов выплат, на которые на начисляются взносы в фонд занятости (графы 2-5 таблицы № 1)?
  2. Учитывая пункты 5 и 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273), в соответствии с которыми:
  3. одной из основных задач Минфина является "обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью"; "Минфин подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации";

п. 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ:

"Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации";

а также п.2 ст.5 Закона "О бухгалтерском учете в РФ", считает ли своей обязанностью Минфин РФ вносить в каждый новый документ по бухучету свои необходимые корректировки, уточнения, ссылки для единого применения этих документов на практике как бухгалтерами, так и проверяющими и для формирования единой системы учета с тем, чтобы каждое внесенное изменение имело четкое назначение в учете, не осталось незамеченным бухгалтером и вносило конкретное изменение в бухгалтерский практический регистр или счет без дополнительных поисков нужных для исполнения документов и разъяснений?

  1. Так как эта обязанность Департаментом методологии учета и отчетности Минфина РФ не выполняется, просим объяснить, почему?
  2. Просим сообщить, были ли внесены конкретные предложения в Правительство от Минфина РФ с предложениями по совершенствованию бухучета? Если были, то какие? Просим привести эти предложения дословно, а также полученный на них ответ или отказ Правительства.
  3. Сообщаем также, поскольку сейчас документы по бухучету выходят без необходимых уточнений Минфина, что каждый бухгалтер и каждый проверяющий вынужден дублировать обязанности Минфина, анализируя документы самостоятельно, выстраивая их в свою систему, которая необходима для исполнения. При этом исполнители приходят к разным выводам и разному пониманию. Поэтому система одного отличается от системы или порядка применения другого, т.к. единая система выполнения отсутствует. Мы привели в качестве примера только один документ - Перечень, применение которого затрагивает в основном лишь один из бухгалтерских счетов. А счетов, установленных Планом счетов - 95. Поэтому легко подсчитать, что документов, неподготовленных для исполнения, каждый из которых имеет десятки вопросов - сотни (один из такого же разряда - заполнение справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли").
  4. Если наши вопросы останутся без ответа, это означает, что вы не можете на них ответить, что бухгалтер и впредь должен выполнять помимо своих обязанностей и ваши, что Минфин не способен разработать реальный единый порядок ведения бухучета - как обязательный, так и рекомендуемый; что останутся тысячи неработоспособных документов по бухучету и как следствие - миллионы рублей недоплаченных налогов.
  5. Кроме этого, несовершенство законодательства по бухучету в России - это условие, порождающее преступность, т.к. при отсутствии единых и реальных требований к оформлению бухгалтерских операций, первичных документов и ведения учета на нарушения одних проверяющий имеет полную возможность закрыть глаза; и, напротив, при проверке добросовестных налогоплательщиков, но несговорчивых с криминальными авторитетами, довести этого налогоплательщика до ликвидации и банкротства - также, на законном основании. Поскольку единого порядка применения в бухучете многочисленных документов по бухучету нет, а требование правильности ведения есть. Правильность в таких условиях понимается по-разному - в зависимости от обстоятельств и размера черной наличности.

 

 

Реклама: