Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.

Начало в выпусках: #149, #150, #151, #152

В условиях экономического кризиса

Августовский кризис 98-го года можно считать самым заметным событием в истории отечественного предпринимательства. Общее отношение к нему практически во всех фирмах выражается одним ностальгическим вздохом: "Как хорошо все шло до кризиса".

В большей степени пострадали предприятия, ориентированные на стратегию долгосрочного присутствия. Для них ситуация изменилась кардинально: выплаты по кредитам зарубежным партнерам приобрели дополнительный вес, а долги российских потребителей обесценились.

Для фирм со стратегией первоначального накопления капитала принципиальных изменений не произошло, так как они и раньше пользовались нестабильной ситуацией для разовых высокоприбыльных операций.

Первое прямое следствие кризиса - резкое падение платежеспособности населения и предприятий, "схлопывание" рынков. Сильнее всего пострадали компании с неэффективной структурой затрат. Если раньше можно было держать десять управленцев на три представителя торгового персонала, то сегодня это стало непозволительной роскошью.

Большинство организационных структур предприятий не оптимальны, но могли оставаться (и оставались) неизменными в условиях обеспечения минимальной прибыльности. При стабильном рынке сохранение "статуса кво" - приемлемая стратегия, но сегодня мало кто из ее вчерашних сторонников сможет привести аргументы "за".

Изменение рынков обесценило и прежний опыт предпринимателей в области рыночных технологий. Кризис существенно проредил средний класс. Были скорректированы ценовые предпочтения; изменилось соотношение цена/качество в пользу российской продукции, баланс цен между экспортным и "чисто внутренним" сырьем.

Маркетинговые стратегии в большинстве фирм являлись продолжением сложившейся практики, а все, что касалось поведения на рынке, было "и так известно" руководителям и не подлежало проработке. Когда ситуация изменилась, предпринимателям пришлось решать непростую задачу ориентации в новом экономическом пространстве.

Преимущества "экстремальной ситуации"

С "глобальной" точки зрения, кризис 98-го года может оказаться полезным для экономики страны. Относительная стабильность предыдущего периода была куплена не только привычной перекачкой ресурсов, но и растущей долговой пирамидой, за которую когда-нибудь все равно пришлось бы платить.

В общем "стоне" предпринимателей отсутствуют голоса производственников, работающих без "импортных добавок". Необходимость и неизбежность перемен давно была ясна почти каждому "на теоретическом уровне", поэтому удивления не возникло.

Другое дело, что изменения, пусть и осуществляемые из самых благих намерений, не обязательно приводят к позитивному результату. Это хорошо известно практикам и увековечено теоретиками в сентенции: "Благими намерениями вымощена дорога в ад".

Назвать кризис однозначно полезным или вредным для института предпринимательства нельзя. Можно представить его "очищающей волной", смывшей с рынка неэффективные структуры. Однако если вспомнить, что фирмы "долгосрочного присутствия" пострадали первыми, эту волну иначе как "цунами" не определишь.

Отрицательные последствия кризиса большинство фирм ощутили "на собственной шкуре", поэтому остановимся на положительных моментах.

Из любой ситуации, в том числе кризисной, имеет смысл извлекать пользу. В условиях "экстремальной" переделки рынков, используя адекватную стратегию, можно значительно увеличить долю рынка организации.

Действительно, привычные рыночные технологии нередко становятся неэффективными. Действительно, меняются приоритетные задачи организаций. Однако эта ситуация является общей для всех, а значит та фирма, которая раньше других отреагирует на изменения, выстроит стратегию и реализует ее, получит рыночное преимущество и сможет не только удержать "докризисные" позиции, но и упрочить их.

В условиях "эволюционного" изменения рынка внедрение новых технологий представляет для крупных организаций существенную проблему. Принятие нововведений увеличивает риск, связанный с персоналом, нарушает привычный уклад, негативно влияет на зарплату.

В условиях кризиса привычный уклад все равно сохранить невозможно, поэтому необходимость изменений осознана и рыночная информация востребована. Есть все предпосылки для результативного внедрения, в том числе достаточная мотивация персонала к освоению новых видов работ и готовность пойти на пересмотр системы заработных плат (так как альтернатива еще более неприятна). Сроки внедрения сокращаются.

Еще один аспект. Для создающегося предприятия не бывает "плохих времен". Можно начать работу на стабильном рынке с миллионным капиталом и обанкротиться, а можно открыться в кризис и победить. Кризис, с его многообразием неудовлетворенных потребностей и изменчивых ситуаций, предоставляет предпринимателю больше шансов, чем период застоя.

Потребности

В условиях послекризисных изменений достаточно трудно говорить об устоявшихся тенденциях в бизнесе "вообще". Полезнее рассмотреть потребности, которые рано или поздно будут удовлетворены, поскольку объективно существуют.

На уровне коммерции в целом можно выделить потребность в "единых правилах игры" для предпринимателей и государства. В ходе исследований 97-го года, проведенных по заказу крупной финансовой структуры, при опросе руководителей малого и среднего бизнеса эта тема не раз поднималась респондентами.

Суть высказываний: предпринимателям для успешного развития дела необходима нормальная практика исполнения нормальных законов (на что в то время никто особо не надеялся). Другое отражение той же потребности можно усмотреть в "реверансах" в прессе в сторону "цивилизованного" рынка.

По поводу "нормы" взаимоотношений между бизнесом и государством скажем следующее.

Наивно считать, что нормы, прописанные одной стороной, могут вполне удовлетворить другую, при любом качестве проработки вопроса. Исполняемые общие "правила игры" появляются в результате:

  • согласия общества, объединенного всеми признанной целью (что утопично);
  • взаимоприемлемых постепенных изменений в практике и законодательстве, принятие которых зависит как от баланса сил в обществе, так и от экономической целесообразности отдельных решений.

В любом случае формирование "правил игры" требует времени. "Норма" отличается от декларации о намерениях тем, что ее исполнение уже успело войти в традицию. С этой точки зрения, для бизнеса более конструктивна политика формирования норм практикой, чем ожидания "нормального" рынка.

Другая потребность общенационального масштаба - подъем отечественного производителя. Эта потребность абсолютно очевидна и не нуждается в защитной аргументации. Единственная проблема - когда и как. Пять лет назад находились предприниматели, которые ставили на эту "лошадку", но затем либо прогорели, либо скорректировали цели. Тенденцию роста отечественного производства можно смело предсказывать, если не делать акцент на сроках.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #154, #155, #156, #157, #158, #162, #159, #160, #161, #163, #164, #166, #170, #167, #168, #169, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180, #181, #182, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #206, #208, #209, #211, #213, #214, #207, #210, #204, #205

 

 

Реклама: