Letyshops

Искажение отчетности

Стефен Бар
Недавние случаи мошенничества в области бухгалтерского учета могут указывать на более серьезные проблемы. Для их решения понадобится предпринять нечто большее, чем простое введение новых правил.
Введение | "Испорченный телефон" | Как трактовать симптомы | Аудиторы или консультанты | Тихая заводь | Уолл-Стрит вне досягаемости

Встречи завершились в сентябре прошлого года выступлением в Нью-йоркском Университете с речью председателя SEC Артура Левита (Arthur Levitt), в которой он резко осудил "игру в испорченный телефон", способную исказить, если не сломать, правила бухгалтерского учета. "Я боюсь, что мы являемся свидетелями эрозии в качестве прибыли и, таким образом, качества финансовой отчетности", - сказал Левит. "Управление может уступить дорогу манипуляциям; честность может быть потеряна ради иллюзии". И для решения этой проблемы он представил план из девяти пунктов по разработке новых разъяснений и правил.

Некоторые наблюдатели рассматривают речь Левита как часть естественного компромисса в практике бухгалтерского учета. "Так как корпорации со временем начинают играть лучше, якобы по правилам, их тактику необходимо периодически разрушать", - говорит Мартин Фридсон (Martin S. Fridson), управляющий директор Merrill Lynch & Co. и эксперт по финансовой отчетности. "Мы находимся как раз в этой точке. Компании просто предупредили".

Но Левит охотится на дичь покрупнее. Он дал описание новой эре в американским бизнесе, характеризующейся появлением угрозы того, что соблазну разгона прибылей и курса акций при помощи ловкости рук невозможно будет противостоять. Левит призвал к "культурным переменам", когда менеджеры и инвесторы будут руководствоваться долгосрочными интересами корпорации, а не пытаться соответствовать краткосрочным ожиданиям Уолл-Стрит.

Легко сказать, трудно сделать. Еще до выступления председателя SEC существовали признаки того, что инвесторы подходят к решению вопросов бухгалтерского учета более серьезно, и не только в упомянутых выше случаях. Несколько других компаний, включая Resource America, Ball Fitness, Costco и B.J.'s Wholesale Club, попали в центр суровой критики инвесторов не только потому, что их сообщения о прибыли оказались несколько разочаровывающими - почти всегда свидетельство неблагополучия - но и из-за несоблюдения правил бухгалтерского учета.

Тем не менее, в остальных случаях несоблюдение правил продолжает вознаграждаться. Рассмотрим 3Com Corp. В марте SEC вынудила эту компанию сократить с 426 млн. до 279 млн. долларов ее расходы на реструктуризацию в связи с покупкой в 1997 году U.S. Robotics Corp., поскольку 3Com переоценила затраты, связанные со сделкой. Она фиксировала издержки на момент их возникновения, вместо того чтобы учитывать их в квартале закрытия сделки. Поэтому 3Com пришлось изменить в меньшую сторону шесть своих предыдущих отчетов о прибылях.

Тем не менее, в ответ 3Com получила рост курса акций. "Курс пошел вверх, потому что руководство компании объявило, что несоответствие правилам учета не повлияет на будущие показатели прибыли на акцию", - говорит Дэвид Тайс (David Tice), советник по инвестициям из Далласа. "Я с трудом в это верю. Но ведь это равносильно совершению преступления. Если вас поймают, невозможно будет определить реальную цену".

Из этого можно сделать вывод, что нарушению правил суждено жить долго. "Мы находимся в среде, в которой доверие к менеджменту серьезно подорвано", - говорит Пэт МакКоннел (Pat McConnell), эксперт по бухгалтерскому учету из Bear, Stearns & Co. "По-настоящему фундаментальным вопросом является этическое устройство менеджмента в целом".

Как правило, руководители корпораций не согласны с впечатлением, произведенным выступлением Левита. Этих руководителей беспокоит его чрезмерная реакция на несколько ставших хорошо известными случаев мошенничества, а также то, что он хочет бросить тень сомнения на честность всей финансовой отчетности, затеяв неуместный, политически обусловленный крестовый поход.

"Я не верю в то, что бухгалтерское сообщество катится в пропасть", - говорит Джим Шнайдер (Jim Schneider), старший вице-президент по финансам в Dell Computer Corp. Шнайдер не одинок. Норман Руа (P. Norman Roy), президент Института финансовых руководителей, считает, что многие члены этой организации негодуют по поводу размаха наступления, предпринятого Левитом. "Нас беспокоит то, что инициативы, вроде этой, как правило, заканчиваются введением новых положений", - утверждает Руа. "Мы полагаем, что проведение законов в жизнь заслуживает большего, чем непрестанное хождение к письменному столу с целью переписать какой-нибудь стандарт или правило".

Взгляды Левита нашли поддержку у участников устроенной в октябре CFO Magazine конференции. На вопрос о необходимости каких-либо действий по поводу нарушений в бухгалтерском учете, две трети респондентов ответило утвердительно. И это несмотря на мнение о том, что текущие проблемы больше связаны агрессивным ведением учета, а не с мошенничеством. Почти половину - 45 процентов - просили исказить финансовые результаты в худшую сторону. 38 процентов из них пошло на это. В то же время, от преобладающих 78 процентов требовали использовать правила бухгалтерского учета для представления результатов в лучшем свете. Половина группы согласилась это сделать. "Были применены некоторые "творческие" методы, однако в том, что касается интерпретации, все оставалось в рамках GAAP", - написал один из респондентов опроса CFO.

Хотя этот опрос служит лишь небольшим образцом, его результаты в основном совпадают с выводами опроса, проведенного на устроенной журналом Business Week конференции главных финансовых директоров. Согласно его результатам, к 55% финансовых директоров обращались с просьбой исказить в результаты худшую сторону. Семнадцать процентов пошли на встречу этой просьбе.

Респонденты опроса, проведенного CFO также поддерживают заявление Левита о том, что стремление соответствовать ожиданиям Уолл-Стрит относительно прибылей размывает практику учета. Шестьдесят процентов респондентов охарактеризовали давление со стороны аналитиков как высокое или умеренно высокое.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]
© CFO

 

 

Реклама: