Letyshops

Итак, системы автоматизации...Что это такое?

Сергей Колесников
ведущий раздела
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Русский язык, точнее хороший русский язык, отличается удивительной точностью в терминологии. Если нечто называется "системы автоматизации", значит в первоисточнике оно обязательно или что-то делало "автоматически", или помогало делать так.

И, действительно, первые системы такого типа ориентировались на задачи, не решаемые или плохо решаемые "ручными методами", типа задачи расчета потребностей и формирования производственных графиков (MRP задачу). Для формирования производственных планов необходимо было подготавливать прогнозы продаж - это тоже весьма ресурсоемкая задача, существенно облегчившаяся с появлением вычислительной техники. Так возник первый "кит" на котором строятся современные ИС (информационные системы) - вычислительные задачи, в первую очередь расчета потребностей и анализа продаж. За последние 20 - 30 лет из дорогой, "эксклюзивной" игрушки наиболее крупных и богатых компаний они превратились в повседневный инструмент "для народа". Эксклюзивные решения требовали и эксклюзивных подходов, поэтому при общей внешней схожести две системы "класса MRP" существенно отличались своей заточенностью под определенный тип деятельности и "вычислительноемкие" потребности предприятия, что кстати сказывается до настоящего времени.

"Вычислительные мощности" предприятия, играли таким образом важную, с точки зрения получения конкурентных преимуществ, роль в организации бизнеса, и именно это определило в решающей степени быстрое развитие вычислительной техники.

Естественно в то время никто не мог и подумать о том, что компьютеры станут основной "информационной средой обитания" для предпринимателя.

Однако время шло, менялся мир, менялись и задачи. Следующая задача, ныне лежащая в основе любой ИС - задача построения корпоративной информационной инфраструктуры, обязана своему появлению идее "сети", и как и эта идея, базировалась на потребности в совместном использовании ресурсов и информации различными, территориально разделенными, подразделениями компаниями, причем в режиме реального времени (on-line). Типичный пример - информация о состоянии складов необходима финансовому отделу, отделу продаж и закупок и управления производства одновременно, так же как и информация о принятых заказах, например. Информация могла храниться (а во многих случаях хранится и сейчас!) на мэйнфрейме, где-нибудь в Чикаго, а используется в Лос-Анжелосе , Москве, Токио и Йоханнесбурге. Но при этом, что важно отметить, эта информация не становилась непосредственным источником производственного плана, то есть вычислительная и информационные системы существовали как бы (а часто физически) раздельно или "автономно".

Так возник второй "кит" - совместное использование информационных ресурсов. С этого момента и появились, собственно, ИС. Нужно отметить, что в таком виде ИС многих интернациональных компаний вполне успешно существуют до настоящего времени, и в, общем-то, не торопятся меняться.

Отсутствие тесной интеграции между вычислительной и информационной задачами (сохранившееся до наших дней даже в некоторых "интегрированных" системах) было обусловлено тем, что стандартная вычислительная задача трудоемка и неповоротлива и не может (точнее не могла) работать в режиме реального времени. К тому же она не могла (раньше) решать, например актуальную для среднего и мелкого производителя, задачу расчета стоимости индивидуального заказа клиента, в том же режиме реального времени, но с учетом технологических особенностей конкретного производства. Но для крупного (серийного или индивидуального ) производителя, который, с одной стороны мог позволить себе вычислительную сеть, а с другой - "запас" по цене, это и не было принципиально. Ситуация изменилась в течении последнего десятилетия, когда ИС пришли "в каждый дом".

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: