Letyshops

Налоговое стимулирование сбережений и инвестиций: Британский опыт

Подколзина И. А.
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6

Во второй половине 80-х гг. серьезное беспокойство в ряде развитых стран было вызвано снижением объема частных инвестиций. Ситуация обострилась в связи с обозначившейся в это время проблемой "старения" населения. Вопрос о том, в какой степени демографические изменения повлияют на функционирование системы социального обеспечения в будущем, вызвал многочисленные споры о необходимости государственного стимулирования сбережений, в том числе, посредством налоговых мер.

В пользу государственного стимулирования сбережений существует достаточно большое число аргументов: от чисто теоретического допущения, основанного на простом патернализме - если позволить домохозяйствам действовать в течение рабочего периода жизни в соответствии с их предпочтениями, то они сберегут меньше, чем это необходимо для поддержания уровня жизни после выхода на пенсию, - до психологических гипотез, предполагающих, что недостаток сбережений связан с менталитетом человека, а именно, недостатком самоконтроля, что противоречит "оптимальности" сбережений в неоклассическом понимании. Согласно другому доводу, выплаты пособий по социальному обеспечению позволяют домохозяйствам в большей степени полагаться на пособия, а не обеспечивать себя самостоятельно в случае, если сбережения не поощряются. Таким образом, стимулирование сбережений делает проблему увеличения социальных расходов менее острой, поскольку те, кто получал достаточно высокий доход в течение жизни в состоянии обеспечить себя и в старости.

Большое значение стимулированию сбережений придает теория "народного капитализма", утверждающая, что экономические результаты могут быть улучшены за счет увеличения числа людей, прямо участвующих в экономической деятельности путем владения активами. Традиционно считается, что в закрытой экономике уровень внутренних сбережений определяет прибыль на инвестированный капитал и, следовательно, величину акционерного капитала, однако их роль в небольшой открытой экономике, подобной британской, не так очевидна.

Сомнения относительно эффективности налогового стимулирования связаны с действием различных режимов налогообложения разных форм сбережений. Идеальная налоговая система не должна искажать выбора домохозяйств в отношении потребления в настоящем против потребления в будущем, следовательно решения по распоряжению активами, базирующиеся на предналоговой и посленалоговой оценке должны быть одинаковыми. Таким образом, важной задачей налогового стимулирования является предоставление домохозяйствам возможности владения частью сбережений в той форме, на которую налоговая система воздействует нейтрально.

Налоговое стимулирование сбережений практикуется в большинстве развитых стран (Первыми сберегательные схемы начали вводить США, где с 1982 г. любой гражданин может открыть в банке индивидуальный пенсионный счет (Individual Retirement Account (IRA)). Ежегодные взносы на этот счет в размере до 2000$ вычитаются из налогооблагаемого дохода. Проценты также не облагаются налогами, однако за досрочное использование средств взимается штраф в 10%. Средства, размещенные на счете могут инвестировться в банковские счета, ценные бумаги, взаимные фонды и др. С 1986/87 введены различные ограничения, связанные с совокупным доходом гражданина или наличием другого пенсионного обеспечения.) За последние двадцать лет из стран "большой семерки" только Италия не вводила никаких сберегательных схем с льготным режимом налогообложения. В Великобритании, где по различным оценкам уровень сбережений во второй половине 80-х гг. оказался на самом низком уровне за последние двадцать лет, были разработаны и введены льготные сберегательные схемы, основными из которых являются: личный план инвестиций в акции (Personal Equity Plans (PEP)), специальный сберегательный счет, не облагаемый налогом (Tax Exempt Special Savings Accounts (TESSA), инвестиционная схема предприятий (Enterprise Investment Scheme), замененная позднее схемой расширения бизнеса (Business Expansion Scheme (BES)) и частная программа пенсионного обеспечения (Private Personal Pensions (PPP)).

О введении личных планов инвестиций в акции канцлер Нигель Лоусон объявил в марте 1986 г. Программа, вступившая в силу в 1987 г., поощряла сбережения на сумму до 6000 ф.ст. в год за счет предоставления определенных налоговых льгот. В 1989 г. помимо общих планов появились планы инвестиций в отдельные компании, что создало возможность дополнительных вложений на сумму 3000 ф.ст. ежегодно (PEP Regulations 1989 s4(4) and s2(1)). Решения относительно инвестиций могут приниматься как частным вкладчиком, так и специальным администратором, координирующим планы. Дивиденды и прирост капитала, полученные в рамках этой схемы, освобождаются от обложения налогом. Наибольшие преимущества при вложении средств в личный план инвестиций в акции получают налогоплательщики с высокой предельной налоговой ставкой. В январе 1992 г. личные планы инвестиций были распространены на акции компаний Европейского Сообщества.

[1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]
© Подколзина И. А.

 

 

Реклама: