Letyshops

Что такое КИС и как с ней бороться...

Сергей Колесников
ведущий раздела
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Но дело в том, что всего несколько лет назад приведенный список был намного короче! И казалось, что еще немного, еще чуть-чуть, и ... . И не надо будет мучаться с интеграцией различных продуктов и систем, поставили один, запустили, и ... . И ... не получилось. Задача корпоративного управления всегда будет идти впереди решений для ее реализации.

Более того достигнуто полное понимание того, что для реализации даже отдельных функций и подсистем КИС недостаточно приобрести программный продукт. Необходимо уметь превратить этот продукт в нечто полезное. Так появился термин "решения". Характерно что отделы маркетинга даже "совершенно универсальных" и "исключительно многофункциональных" продуктов стали говорить, например об "отраслевых решениях" или даже "индивидуальном" подходе к внедрению. То есть многофункциональность многофункциональностью, а для каждого конкретного покупателя приходится что-то менять, а иногда даже очень много. И это реальность. В обычной маркетинговой практике данную реальность пытаются затуманить термином "внедрение". Реально внедрение есть процесс "индивидуализации" программного продукта, его превращения в "работающее" решения для конкретной компании. Если реально понимать что это именно так, то существенно легче понять сложности процесса внедрения. Интересно в связи с этим отметить, что реализация (внедрение) одинаковой функциональности с помощью одного и того же программного продукта в нормальной ситуации практически одинаково длительна как для крупной так и для мелкой компании. Срок внедрения может быть существенно сокращен в случае сокращения объема внедрения отдельными функциональными блоками или задачами из перечисленных выше.

Строительство "информационного здания" становится сложным процессом создания решений из программных продуктов и их горизонтальной и вертикальной интеграции в единое решение, гордо носящее название "системы". В крупных компаниях процесс "информационного строительства" столь тесно и интимно завязан с важнейшими управленческими процессами компании, что для руководства им нужен менеджер соответствующего уровня, в связи с чем появилась должность ИТ менеджера (CIO) отнесенная к категории высшего менеджмента.

Современная иерархия "системного строительства" упрощенно выглядит так:

5. Корпоративная система
4. Интеграция Системная (интеграция частных решений)
3. Решения (отраслевые или специализированные)
2. Интеграция Компонентная
1. Продукты (компоненты)

Поставщики интегрированных систем и их "внутренние внедренцы" как правило дотягивают только до третьего уровня данной иерархии, да и то очень, очень редко. Рекламные "отраслевые решения" как правило находятся на уровне компонентной интеграции, причем охватывающей только компоненты собственного производства или крайне ограниченный набор "внешних компонент", о необходимости привлечения которых говорится только в случае крайней необходимости и с большой неохотой. Обратите внимание, что ведущие поставщики (не исключая SAP и BAAN) уже давно говорят о "переходе к компонентной архитектуре", пытаясь поднять свои решения до второго уровня "стандартно". Так же интересно, что Gartner Group ставит условие компонентной интеграции (прежде всего с компонентами независимых поставщиков) как условие выживания "продукта XXI века", по крайней мере на рынке средних промышленных предприятий.

Третий и четвертый уровни - это удел независимых консультантов, причем именно независимых, так как часто приходится интегрировать продукты стратегических партнеров конкурентов или даже чисто конкурирующие продукты. Естественно, любой поставщик в такой необходимости сознается только под пыткой первой степени. Другое дело - независимые консультанты, это их хлеб. Устранить независимых консультантов из данного процесса - это значит существенно сократить возможности покупателей по созданию решений и заменить свободный обмен информацией строго дозированными ее вливаниями, направленными прежде всего на ограничение конкуренции. Нужно ли это конечным пользователям ? Каждый может ответить на этот вопрос самостоятельно.

Именно с необходимостью предоставить комплексные услуги по интеграции 3 и 4 уровня связаны широко известные слияния бизнес-консультантов и так называемых "системных интеграторов", а также принявшее массовый характер открытие отделов ИТ в консалтинговых компаниях, и отделов бизнес-консультирования в "железных компаниях". По сути это единственная возможность для тех или других. Но этот процесс однако довольно интересен - бизнес-консалтинг и информационные технологии становятся "кровными братьями", пока не родными, но очень близкими.

Что же касается интеграции пятого уровня, то более или менее универсальные услуги по созданию такого рода систем в состоянии предоставить только несколько компаний во всем мире. Причем по-видимому - ни одной в России, с учетом специфики российского финансового управления, налогового и бухгалтерского учета . В любом случае их услуги очень дороги, так что в большинстве случаев такая интеграция - создание корпоративной системы - удел отделов ИТ компании, как в России, так и на Западе.

<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: