Letyshops

Бухгалтерская профессия в 20-м веке

Уоллес Олсон
На пути в 21-й век | Последствия создания SEC | Кто виноват? / Отмена правил, ограничивавших конкуренцию

В течение 1970-х годов скандалы, которые были связаны с незаконными платежами и подкупом, совершенными иностранными компаниями, серия громких банкротств, а также резкий скачок цен на нефть заставили Конгресс заняться изучением эффективности деятельности SEC и бухгалтерской профессии в целом. Последовало подробное рассмотрение положения дел в бухгалтерской профессии в двух подкомитетах Конгресса, проведших публичные слушания и опубликовавших затем отчеты, в которые содержались результаты слушаний и представлены рекомендации. Следует заметить, что озабоченность Конгресса была связана почти полностью с профессиональной практикой по проверке отчетности, направляемой в SEC, и практически не затронула деятельность местных и региональных фирм.

Все крупнейшие фирмы выступили на слушаниях от собственного имени, высказав свою точку зрения, но не составив единого фронта. Наоборот, по ряду вопросов позиции некоторых фирм прямо противоречили друг другу. AICPA выступил от имени всей бухгалтерской профессии и сформулировал программу перемен, призванную устранить недостатки, подчеркнутые на слушаниях. Стало очевидно, что структура членства в AICPA, когда членами Института являются отдельные лица, а не фирмы, только усложняла решение проблем, стоявших перед профессией. Хотя отдельные члены AICPA стремились сохранить равный статус всех членов Института как дипломированных бухгалтеров, практикующие бухгалтеры, деятельность которых не регулировалась федеральным законодательством, в целом не проявили энтузиазма взвалить на себя дополнительный груз ответственности, которую несут крупные фирмы, занимающиеся проверкой отчетности для SEC.

В 1978 году AICPA попытался преодолеть эту менее чем удовлетворительную ситуацию, создав отдел бухгалтерской практики с двумя секциями: одна для фирм, обслуживающих частные компании, и другая для фирм, обслуживающих или стремящихся обслуживать компании, направляющие свою отчетность в SEC. Расчет состоял в том, что при помощи такой организационной структуры фирмы, не занимающиеся практикой SEC, могли бы избежать выполнения более строгих требований, предъявляемых к фирмам, ведущим подобную практику.

Основными чертами секции практики SEC (SEC Practice Section) являются взаимные проверки, обязательное непрерывное повышение квалификации, объявление о предъявлении судебных исков по невыполнению обязательств, а также контроль за деятельностью секции со стороны Совета общественного наблюдения (Public Oversight Board), составленного из видных представителей общественности, которые, как правило, не являются профессиональными бухгалтерами.

В 1970-х годах Министерство юстиции США и Федеральная комиссия по торговле осуществили ряд мер, которые должны были заставить профессиональные организации отменить правила, препятствующие рекламной деятельности, привлечению клиентов и конкурентному ценообразованию. AICPA стал одной из самых первых мишеней и, следуя рекомендации своего юридического совета, согласился отменить свои правила поведения, которые, как полагали, ограничивали конкуренцию.

Еще до отмены этих правил крупнейшие фирмы, по меньшей мере, косвенно переманивали клиентов и предлагали свои услуги за тот же гонорар, которые другие брали в предшествующем году. Однако они воздерживались от открытой рекламы для расширения своего бизнеса. Небольшие фирмы, как правило, соблюдали запреты, считая, что нарушение духа правил с их стороны может негативно сказаться на репутации профессии.

С отменой правил уровень конкуренции внутри профессионального бухгалтерского сообщества резко увеличился, что привело к давлению на размер получаемых гонораров. При этом стало очень выгодно оказывать услуги как можно более эффективнее, что, возможно, негативно сказалось на качестве выполняемой работы. Как бы то ни было, вынужденная отмена правил, как противоречащих конкуренции согласно антитрестовскому закону Шермана, возможно, временно снизила расходы потребителей услуг профессиональных бухгалтеров. В таком случае, снижение расходов произошло одновременно с увеличением риска уменьшения качества аудиторских проверок.

Условия для рекламной деятельности не были равными, так как крупные фирмы могли выделить на эти цели гораздо больше ресурсов, чем небольшие фирмы. Вероятно, эта ситуация была в чем-то исправлена при помощи специальной программы, финансируемой AICPA и профессиональными обществами штатов. По-видимому, с течением времени профессия адаптировалась к новым условиям, в которых яростная конкуренция с другими бухгалтерскими и небухгалтерскими фирмами считается в порядке вещей.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #49
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: