Letyshops

Зарубежные стандарты учета и отчетности

Соловьева О.В.
Продолжение.
Комитет по стандартам финансового учета (FASB) | Процедура одобрения и выпуска стандартов

Поскольку стандарты учета должны учитывать интересы всех участников экономического сообщества, в них заинтересованных, то процедура или процесс одобрения и выпуска стандартов ("due process") достаточна сложна и многошагова. Этот процесс состоит из 9 стадий:

  • идентифицируется учетный вопрос и ставится в повестку дня FASB;
  • формируется рабочая группа экспертов из различных областей, которая определяет проблемы и альтернативы решения этого вопроса;
  • проводятся исследования и осуществляется анализ данного вопроса техническим персоналом FASB и внешними экспертами;
  • подготавливается Меморандум для обсуждения (Discussion Memorandum) и рассылается всем заинтересованным сторонам;
  • проводятся публичные слушания, как правило, по истечении 60 дней после выпуска Меморандума;
  • FASB анализирует и оценивает все полученные отклики;
  • принимается решение о выпуске стандарта; а; если оно положительное, то подготавливается и распространяется Предлагаемый проект (Exposure Draft), с просьбой прислать комментарии всем заинтересованным сторонам;
  • FASB анализирует все поступившие отклики (минимальный период для их сбора - 30 дней) и при необходимости пересматривает и исправляет проект;
  • пересмотренный проект выносится на обсуждение FASB, и для того, чтобы он был одобрен в качестве стандарта, "за" должны проголосовать 4 члена комитета из 7.

Таким образом, в процессе принятия стандартов участвуют все заинтересованные стороны (стадии 4,5,7). AICPA, SEC и другие правительственные органы, бухгалтерские и аудиторские фирмы, финансовые аналитики, банкиры, представители различных фирм, представители академических кругов, юристы и т.д.

Такую процедуру утверждения должны пройти как Положения о стандартах финансового учета, так и Положения о концепциях финансового учета.

3. Интерпретации представляют собой модификации или дополнения существующих стандартов. Интерпретации могут относиться как к Положениям о стандартах FASB, так и к Мнениям APB. Они имеют ту же силу, что и стандарты, и их утверждение требует таких же результатов голосования (4 из 7), однако они не должны проходить всю процедуру, описанную выше. В настоящее время существует около 40 интерпретаций.

4. Технические бюллетени уже упоминались выше. Они выпускаются в ответ на запросы от различных организаций и фирм о применении существующих стандартов, как руководства к использованию стандартов; при необходимости своевременного быстрого реагирования на возникающие учетные проблемы. Следует подчеркнуть, что технические бюллетени выпускаются только в том случае, если а) не ожидается, что они повлекут за собой глобальные изменения учетной практики для большого количества предприятий; б) стоимость их исполнения (implementation) не велика; в) руководство, рекомендуемое бюллетенем, не находится в конфликте ни с одним из широко используемых принципов учета. Например, в результате налоговой реформы компании должны были элиминировать часть начисленного налога на прибыль. Возникал вопрос, как учитывать эту сумму: как снижение расходов на выплату налога текущего периода, как корректировку предыдущих периодов или как экстраординарное событие. Выпущенный Технический бюллетень по этому вопросу предписывал использовать первый вариант.

5. Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой, касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые потенциально могут создать разнообразие практики финансовой отчетности (например, вопрос о том, как учитывать необычные займы на строительство). Рабочая группа по возникающим проблемам (Emerging Issues Task Force - EITF) была создана FASB в 1984 г. и состоит из 17 членов, в состав которых входят представители бухгалтерских (аудиторских) фирм, различных компаний, FASB, а также один наблюдатель от SEC. Для принятия Положения (достижения консенсуса по возникшему вопросу) требуется согласие 15 из 17 членов. Положения носят рекомендательный характер, однако, SEC, например, требует от компаний серьезных обоснований, если их практика отличается от рекомендованной. EITF играет достаточно важную роль в процессе стандартизации учета. Обозначая возникающие проблемы, она привлекает к ним внимание общественности, и при невозможности самостоятельного решения, дает направление для работы FASB, являясь своеобразным "фильтром проблем".

Таким образом, мы рассмотрели основные официальные документы, регулирующие учет и составляющие основу системы GAAP, которые разрабатываются двумя лидирующими профессиональными бухгалтерскими организациями - AICPA и FASB. Это:

  • Бюллетени бухгалтерских исследований (CAP - AICPA);
  • Бюллетени бухгалтерских терминов (AICPA);
  • Мнения, положения и интерпретации (APB - AICPA);
  • Положения о концепциях финансового учета (FASB);
  • Положения о стандартах финансового учета (FASB);
  • Интерпретации (FASB);
  • Технические бюллетени (FASB);
  • Положения рабочей группы по возникающим проблемам (FASB);
  • Другие документы AICPA: Заявления о позиции, Доклады о проблемах, Практические бюллетени, Отраслевые руководства по учету и аудиту и т.д.

Продолжение в следующем выпуске.

Начало в выпусках: #55, #56
Продолжение в выпусках: #58, #59, #61, #62, #64
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Соловьева О. В.

 

 

Реклама: