Letyshops

Материалы конференции IAS-1999. Соображения, касающиеся установления стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации

Часть 1 | Часть 2

7. До 1995 года, когда было принято решение о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности при составлении сводной финансовой отчетности, отчетность компаний в Европейском Союзе регламентировалась положениями отдельных Директив, в частности Четвертой Директивы. Директивы согласовываются на европейском уровне и реализуются в законах каждого государства-члена ЕС. В Четвертой Директиве (прилагаемой к настоящему документу) представлены строго определенные форматы финансовой отчетности - бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к отчетности - с альтернативными вариантами и отступлениями. Директивы, регламентирующие отчетность во многих странах, например, в Германии, отличаются следующими особенностями:

  • Директивы являются нормативно-правовыми актами в отличие от англосаксонской практики, в рамках которой стандарты финансовой отчетности устанавливают организации частного сектора (хотя данные стандарты и могут вводиться в действие на законодательном уровне);
  • Они ориентированы на сбор налогов;
  • Директивы не обеспечивают полную прозрачность информации в целях защиты интересов банков и других кредитных организаций. Это вызвано тем обстоятельством, что во многих странах еще совсем недавно при составлении отчетности компании не ориентировались на внешнего пользователя.

8. Когда в 1995 году страны Европейского Союза приняли решение о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности при составлении сводной финансовой отчетности, встал вопрос о связи между Международными стандартами финансовой отчетности, с одной стороны, и соответствующими Директивами, особенно Четвертой, с другой. Между сотрудниками Европейской Комиссии в Брюсселе, с одной стороны, и представителями стран-членов ЕС, с другой, состоялся целый ряд официальных встреч, на которых обсуждался данный вопрос. Был сделан вывод, что в значительной степени Директивы находятся в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Удалось выделить несколько противоречий. В этих случаях в Директивы будут внесены изменения на законодательном уровне. Так, например, вполне возможно, что пункты Четвертой Директивы, затрагивающие аспекты оценки, будут изменены для отражения перехода на учет по справедливой стоимости в Международных стандартах финансовой отчетности.

9. Кроме того, следует отметить, что мониторинг за соответствием Директив Международным стандартам финансовой отчетности осуществляется на постоянной основе. По мере изменения Международных стандартов финансовой отчетности придется менять и Директивы. В результате Четвертая Директива и впредь будет находиться в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

10. Таким образом, в Европейском Союзе к финансовой отчетности отдельных юридических лиц (входящих или не входящих в группу компаний) применяются Директивы. Что касается сводной финансовой отчетности, то компаниям разрешено (в отдельных странах данное правило может иметь обязательный характер) при ее составлении использовать Международные стандарты финансовой отчетности. Следует отметить, что в ряде случаев в некоторых странах допускается применение американских стандартов GAAP. Как правило, данное положение действует в тех случаях, когда к моменту принятия решения о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности компания уже представляла отчетность по американскому GAAP для прохождения процедуры листинга на Уолл-Стрите. Пока не понятно, в течение какого срока будет действовать данное условие.

В результате у предприятий (небольших размеров и с некотируемыми ценными бумагами), соблюдающих Четвертую Директиву, появилась возможность вести необременительный и упрощенный учет, который, тем не менее, находится в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Следует отметить, что в Четвертой Директиве не упоминается отчет о движении денежных средств, являющийся общепризнанным существенным элементом финансовой отчетности. Таким образом, при реализации Четвертой Директивы необходимо рекомендовать (необязательно обязывать предприятия малого и среднего бизнеса) представлять отчет о движении денежных средств в составе основной финансовой отчетности в соответствии с МСФО 7. Форматы отчета о движении денежных средств находятся в Приложении к МСФО 7 и не являются обязательными к исполнению. Однако они могут иметь обязательный характер в конкретной стране при условии соблюдения принципов КМСФО.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #59
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© ICAR

 

 

Реклама: