Letyshops

Бухгалтерский учет в России

Экспертная группа газеты "Аудит сегодня"
Продолжение.
Документальная и организационная обособленность бухучета и налогообложения. Часть 1 | Часть 2

В результате перечисленных недостатков российская отчетность базируется на следующем (недостаток и его следствие):

  1. Законом не определены конкретные органы регулирования бухучета

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в ред. - Постановления Правительства РФ от 18.06.99 № 643 ) основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются (пункт 5 Положения):

  • "разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях)".
  • Согласно пункту 6 (пп. 52 и 53) этого же Положения "Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
  • подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации;
  • утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях)".

На момент принятия Закона "О бухгалтерском учете" существовало другое Положение о Минфине, в котором была не расплывчатая фраза "реализует меры по методологическому руководству", а вполне конкретно Минфин был указан как единственный руководитель - подпункт 7ф Положения о Минфине (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 984) Минфин "осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию, утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности".

И тем не менее, в Законе о бухучете было проигнорировано существовавшее Положение о Минфине. Однако, спустя около двух лет постановлением � (см. выше) утверждено новое Положение о Минфине, в котором слабее, но все-таки озвучена роль Минфина по "реализации мер по методологическому руководству" бухучетом.

Итак, в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете "общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации".

В соответствии с п.52 Положения о Минфине, "реализует меры по методологическому руководству" Минфин.

В соответствии со ст. 5 (рассмотрена в предыдущем номере газеты) регулирование бухучетом осуществляется органами, которым "федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета", они разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов, положения по бухучету, другие нормативные акты и указания. Как мы только что убедились, Положение о Минфине, которым ему предоставлено право утверждения нормативных актов по бухучету, есть. Но Положение - это не федеральный закон.

А Законом о бухучете эти органы, как мы уже рассмотрели в предыдущем номере, пока не определены (о них, похоже, вообще забыли, поскольку Закон принят еще в 1996 году, а сейчас на пороге - двухтысячный).

В законе только одна функция Минфина изложена однозначно "формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации" (п.3 ст.13 Закона).

В результате неопределенности Закона фактически издают обязательные к исполнению документы по бухучету четыре ведомства, независимых друг от друга, не заботящихся о том, чтобы их документы были прописаны четким профессиональным бухгалтерским языком и были реально применимы на практике бухгалтером и однозначно понимаемы и контролерами, и налогоплательщиками:

  • Правительство РФ - указы, постановления;
  • Минфин РФ (ЦБ РФ - по банкам) - нормативные документы, инструкции по бухучету и отчетности;
  • Госкомстат РФ - формы первичных документов и краткие аннотации к их заполнению.

А проверяет их применение совсем другое ведомство - Министерство по налогам и сборам (МНС), которое с 1999 года (указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. � о преобразовании Госналогслужбы в МНС) стало совершенно независимым.

Продолжение в следующем выпуске.

Начало в выпусках: #56
Продолжение в выпусках: #58, #60, #62, #61
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Аудит сегодня

 

 

Реклама: