Letyshops

Что-то в системе надо менять

Владимир Сигунов
Внедрение автоматизированной системы управления предприятием формально почти никогда не окупается. Но идти на него все равно нужно.Статья была опубликована в журнале "Эксперт-Алгоритм" 6 11 октября 1999 года
Что-то в системе надо менять | Своими силами или чужими? | Заказная или тиражная? | Отечественная или импортная? | Ковать | Выбор исполнителя

На российском рынке представлены практически все системы управления, которые есть в мире. Поэтому в момент выбора тиражной системы перед руководством предприятия встает вопрос, на какой из более чем ста АСУ остановиться: отечественной, которая дешевле, или западной, которую много рекламируют.

В пользу зарубежных программных продуктов говорит мировой опыт внедрения: такие компании, как Boeing, Ford или General Motors, используют в своем производственном процессе продукцию лидеров этого рынка SAP или Baan. С другой стороны, в России есть вполне успешные внедрения отечественных разработок "БОСС", "Галактика", "Парус", "1С:Предприятие" и ряда других в самых различных секторах экономики - от нефтегазовой промышленности до торговли.

История отечественных тиражных систем управления началась относительно недавно, менее десяти лет назад. Их появление совпало с началом "вымирания" ЭВМ серии ЕС, для которых большинство программных продуктов было уникальными разработками, созданными в лабораториях и НИИ.

В отличие от западных аналогов отечественные тиражные системы для управления и автоматизации претерпевали последовательное развитие, которое шло одновременно с трансформацией российской экономики, отечественного рынка и законодательства. Поэтому в каждый момент времени российские разработки более полно отвечали отечественным запросам, чем западные. Это и дает им некоторые преимущества перед иностранными конкурентами. Ну и стоят они, разумеется, гораздо дешевле, благо, многие отечественные программные продукты создавались не с нуля, а на основе готовых разработок различных НИИ и КБ, унесенных тамошними программистами с собой при переходе в коммерческую фирму.

Однако в плане функциональности российские системы пока все-таки ощутимо уступают западным, работа над которыми ведется непрерывно уже несколько десятилетий.

Не следует забывать и о том, что все "тяжелые" программные комплексы нацелены на вполне определенные рынки. Поэтому решать задачу автоматизации крупной торговой фирмы, например сети магазинов, при помощи системы управления предприятием SAP R/3, предназначенной в первую очередь для нефтегазовой промышленности и тяжелого машиностроения, по крайней мере неэкономно. А частая в России ситуация, когда в одном тендере на автоматизацию предприятия наряду с системами SAP R/3 и Baan участвуют, например, "Галактика" и "1С:Предприятие" (эти системы исходно предназначены для совершенно различных целей), по мировым меркам нонсенс.

Таблица. Классификация некоторых автоматизированных систем управления, представленных на российском рынке

Локальные системы

Малые интегрированные системы

Средние интегрированные системы

Крупные интегриро- ванные системы

Concorde XAL JD Edwards (Robertson & Blums) SAP R/3 Baan (Baan)
БЕСТ Exact    
"Инотек" NS-2000 MFG-Pro (QAD/BMS) BPCS (ITS/SSA)
ИНФИН Platinum    
"Инфософт" PRO/MIS SyteLine (СОКАП/SYMIX) Oracle Applications (Oracle)
"Супер-менеджер" Scala    
"Турбо-бухгалтер" SunSystems    
+ более 100 систем "БОСС-Корпорация"    
  "Галактика"    
  "Ресурс"    
  "Эталон"    
Источник: фирма "Делойт и Туш СНГ".

К безусловным плюсам западных разработок относится огромный спектр их функциональных возможностей. Однако чтобы эти возможности были задействованы, необходимы менеджеры высокой квалификации, которые понимают необходимость использования информационных технологий в производственном процессе и степень влияния этих технологий на бизнес. К сожалению, пока далеко не каждый российский руководитель среднего и низового звена (а именно они отвечают за ввод информации в систему) осознает необходимость четко структурированного управления и принятия решений. Да и на изучение сложных программных продуктов уходит довольно много времени. Это дает еще одно, хотя и не очень крупное, преимущество отечественным разработкам: все-таки их создатели лучше понимают российского труженика.

По оценкам экспертов, занимающихся консалтингом и обследованием предприятий-заказчиков АСУ, примерно 60% функций "тяжелых" систем в российских условиях не используется ни разу.

А вот по качеству сопровождения (послепродажного обслуживания) отечественные и западные системы примерно равноценны. Если российская фирма может прекратить свое существования в связи с финансовыми трудностями или, например, очередным обвалом рубля, то западная с тем же успехом может закрыть свое российское представительство. Например, из-за реструктуризации "большого офиса". Конечно, совсем без поддержки российский клиент не останется, но работать с европейским офисом всегда дороже. Да и консультанты, скорее всего, будут постоянно меняться.

В отношении же аппаратной части - физического построения компьютерной сети предприятия - ответ на вопрос о внешнем подрядчике не столь ясен. В принципе небольшую сеть, объединяющую несколько десятков компьютеров, можно построить и собственными силами. Российские системные администраторы обычно обладают достаточной квалификацией, чтобы подключить оборудование, проложить кабели, установить и настроить программное обеспечение.

Но вероятность того, что самодельная сеть построена оптимально, а все оборудование будет работать на полную мощность, не превышает 30%. Значительную сложность при построении сети представляет обеспечение ее масштабируемости, то есть возможности легко и естественно наращивать размеры и мощность. Это приводит к тому, что сеть стабильно работает некоторое непродолжительное время, обычно до года (в среднем именно столько времени требуется для того, чтобы все сотрудники предприятия привыкли использовать сеть в своей повседневной работе), после чего увеличившийся трафик поставит вопрос о модернизации сети. А upgrade "самопальной" сети может растянуться на все время ее существования. Кроме того, если сеть предприятия имеет выход во внешний мир, например подключена к Интернету, то встает вопрос, как защитить ее от внешних вторжений. Если этот аспект актуален для предприятия, то без услуг специалистов по компьютерной безопасности не обойтись.

В отношении более сложных сетей, например мультисервисных (по которым можно передавать различную информацию: данные, голос, видеоизображение), гетерогенных (работающих с различными программно-аппаратными платформами), сетей с повышенными требованиями к защите информации, решиться на самостоятельное создание можно лишь в случае, если в штате предприятия есть специалисты в области сетевой интеграции, а трафик растет столь быстрыми темпами, что требуется постоянная модификации сети. Для компании со стабильными информационными потоками, которая не работает на рынке информационных технологий, выгоднее отдать построение сети на подряд (см. справку).

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]
© Сигунов В.Р.

 

 

Реклама: