Letyshops

Анализ величины издержек, объема производства и прибыли (1)

Учебный курс АССА
Сущность анализа величины издержек, объема производства и прибыли | Графики безубыточности | Графики зависимости прибыли от объема производства | Контрольное задание | Ответы на контрольные задания

После изучения этого блока вы сможете:

  • объяснить сущность анализа величины издержек, объема производства и прибыли;
  • объяснить графики безубыточности;
  • объяснить графики зависимости прибыли от объема производства.

"Анализ величины издержек, объема производства и прибыли (CVP)" представляет собой анализ соотношения между суммарными затратами, доходами (и, следовательно, прибылями предприятия) и объемом производства предприятия.

"Анализ безубыточности" является вариантом CVP-анализа, который исследует эти соотношения более узко. В обоих методах используются одни и те же допущения и данные. Отличия между двумя методами заключаются в разных формах представления и анализа данных, и различных областях соотношений, на которых сосредоточен каждый из методов. При необходимости из обоих методов можно извлечь одну и ту же информацию.

Исследование такого соотношения может быть использовано предприятием при учете предположений и ограничений анализа различными способами, включая:

  • Сметное планирование: Анализ CVP может быть использован для прогнозирования объема продаж, необходимого предприятию для безубыточного ведения дела или получения определенной суммы прибыли.
  • Установление цен: Цена, установленная предприятием на свой товар или услугу, должна быть достаточной для покрытия суммарных затрат предприятия при ожидаемом объеме продаж по этой цене. Анализ CVP охватывает все эти три фактора (т.е. доходы, затраты и объем производства) и, таким образом, может быть использован для прогнозирования общей прибыли, которую предприятие получит при различных продажных ценах.
  • Решения по структуре затрат: Структура затрат предприятия (т.е. доли возникающих постоянных и переменных затрат) влияет на точку безубыточности и прибыльность предприятия при различных уровнях деловой активности. Анализ CVP может быть использован для оценки воздействия изменений в структуре затрат на общую прибыльность предприятия.
  • Решения по объему продаж: Анализ CVP может быть использован для оценки воздействия изменений в объеме продаж на общую прибыльность предприятия.

Как отмечалось ранее, при использовании этого метода при принятии решений вы должны помнить о допущениях, на которых основан анализ CVP. Игнорирование допущений может привести к неправильному применению анализа CVP, если допущения являются необоснованными и, следовательно, привести к принятию неправильного решения.

Основными допущениями, на которых основан анализ CVP, являются следующие:

  • Все затраты могут быть рассмотрены либо как постоянные, либо как переменные.
  • Постоянные затраты не изменяются вместе с изменениями объема производства.
  • Переменные затраты на единицу продукции являются постоянными (т.е. суммарные переменные затраты изменяются вместе с объемом производства, но переменные затраты в расчете на единицу продукции всегда остаются постоянными).
  • Продажная цена единицы продукции является постоянной (т.е. установленная однажды цена в расчете на единицу продукции не изменяется).
  • Объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов предприятия.
  • Объем продаж равен объему производства (т.е. в течение рассматриваемого периода изменений в уровнях запасов не происходит).
  • Ассортимент продукции на предприятии, где производится ряд различных товаров или оказывается несколько видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары или услуги.

На основании приведенных выше допущений можно сделать вывод, что анализ CVP тесно связан с системой калькуляции по предельным затратам. Если мы вернемся к нашему простому примеру со счетом прибылей и убытков с калькуляцией по предельным затратам, то получим:

  $
Продажи 100
Минус: Переменные затраты 40
Маржинальный доход 60
Минус: Постоянные затраты 30
Прибыль/(убыток) 30

Используя теорию калькуляции по предельным затратам, мы можем выдвинуть следующие допущения, относящиеся к анализу CVP:

  • Если продажи равны нулю, то тогда маржинальный доход также равен нулю. В результате нулевого объема продаж, следовательно, должен получиться убыток, понесенный предприятием за период времени, равный сумме постоянных затрат за этот период.
  • Суммарные затраты (т.е. сумма общих постоянных и общих переменных затрат) увеличиваются или уменьшаются на величину удельных переменных затрат при каждом повышении или снижении соответственно на одну единицу продукции в объеме производства предприятия.
  • После покрытия суммарных постоянных затрат за счет валового маржинального дохода, увеличение объема производства на одну единицу продукции приведет к росту общей суммы прибыли предприятия на величину, равную удельному маржинальному доходу (так как для покрытия постоянных затрат больше не потребуется дополнительная величина маржинального дохода).

Ограничения анализа CVP, которые возникают в основном из допущений, на которых основан этот анализ, рассматриваются в следующем блоке этой рабочей тетради.

Задание

Выясните, используется ли для принятия решения анализ CVP на предприятии, где вы работаете, или в одной из известных вам компаний, Если да, то оцените, являются ли рассмотренные выше допущения верными для предприятия и, отсюда, можно или нельзя опираться на результаты анализа.

Большинство компаний будут в какой-то мере применять анализ CVP. Вы должны с пользой для себя обсудить вопрос о применении анализа на вашем предприятии с соответствующим руководителем. Выясните, рассматривались хотя бы эти допущения данным руководителем, и что он думает по поводу их соответствия условиям на его предприятии.

Маловероятно, чтобы допущения, на которых основан анализ CVP, в полной мере подходили к вашему или любому другому предприятию. Следовательно, результаты анализа должны рассматриваться только как руководство к принятию решения, а не как основа решения. Анализ CVP никогда не сможет заменить опыта и суждений руководства при принятии решения, да это и не входит в его задачу.

Анализ CVP обычно проводится с использованием графиков для представления отношения между затратами, доходами и объемом производства. В следующих двух разделах этого блока вы рассмотрите вопросы, связанные с подготовкой и объяснением этих графиков.

[1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© ЗАО "Аскери-АССА"

 

 

Реклама: