Letyshops

Лимитирующие факторы и принятие решения

Учебный курс АССА
Цели / Лимитирующие факторы и принятие решения | Ситуации, включающие один лимитирующий фактор | Ситуации, включающие более одного лимитирующего фактора | Контрольное задание | Ответы на контрольные задания

После изучения этого блока Вы сможете:

  • объяснить влияние лимитирующих факторов на решения;
  • оценить ситуации с наличием только одного лимитирующего фактора;
  • оценить ситуации с наличием двух или более лимитирующих факторов при помощи метода простого линейного программирования.

В предыдущих блоках этого модуля мы рассмотрели, помимо других вопросов, процесс планирования прибыли через анализ CVP. Мы обнаружили, что прибыль увеличивается до максимального значения путем получения максимально возможного объема маржинального дохода. После покрытия постоянных затрат за счет величины маржинального дохода, созданного предприятием, каждый дополнительный доллар полученного маржинального дохода непосредственно становится дополнительным долларом прибыли для предприятия.

Следовательно, если компания может производить два вида продукции или услуг и эти два продукта или услуги порождают разный удельный маржинальный доход, то руководство компании будет стремиться к увеличению до максимального показателя продаж того товара или услуги, который порождает наибольший удельный маржинальный доход. Результатом этого подхода станет максимизация прибылей, получаемых компанией. При таком подходе постоянные затраты предприятия не имеют отношения к решению по максимизации прибыли до тех пор, пока они не подвергнутся изменению как непосредственный результат рассматриваемых вариантов. По определению считается, что постоянные затраты обычно не изменяются вместе с изменениями в ассортименте изделий (или услуг) компании.

На предприятиях, где для реализации выпускаются два или более видов продукции, изделия классифицируются по их удельному маржинальному доходу, и упор на производство и продажу этих товаров делается в порядке ее убывания.

Задание

Компания Шорт Лтд выпускает три вида изделий, которые дают следующий маржинальный доход на единицу продукции:

  A B C
  $ $ $
Маржинальный доход/единица продукции 10 5 8

Какой, по вашему мнению, будет стратегия сбыта у этой компании? Что могло бы ее изменить?

Для максимального увеличения своих прибылей Шорт Лтд постарается сначала реализовать как можно больше изделий А. Когда компания продаст на рынке максимально возможное количество изделий А, она попытается потом продать как можно больше товаров С и лишь затем приступит к производству и реализации продукции B.

Однако приведенная выше процедура классификации товаров в порядке получаемого удельного маржинального дохода может оказаться неприемлемой, если Шорт Лтд будет функционировать в условиях лимитирующего фактора или ряда таких факторов.

"Лимитирующий фактор" может быть определен как любой фактор, лимитирующий возможности предприятия по достижению своих целей.

Если компания является предприятием обрабатывающей промышленности, цель которого заключается в максимизации прибыли, то лимитирующими факторами могут стать нехватка рабочей силы, дефицит сырья, недостаток машинного оборудования, квалифицированных кадров, размеры рынка и т.д. Некоторые из этих факторов будут также относиться к обслуживающим предприятиям и некоммерческим компаниям.

Все предприятия функционируют в условиях того или иного лимитирующего фактора. Если бы таких факторов не было, то предприятия, очевидно, производили бы бесконечное множество изделий и получали бы очень большие прибыли (но, естественно, только при условии получения удельного маржинального дохода).

Универсальным лимитирующим фактором, применимым ко всем предприятиям, являются продажи. Каждый товар или услуга имеют ограниченный размер рынка, на котором они могут быть проданы. Самое большее, на что может надеяться любая компания, заключается в захвате 100% соответствующего рынка (т.е. монополия).

В тех случаях, когда руководство сталкивается с решениями, затрагивающими лимитирующие факторы, общая цель состоит в выборе варианта, который максимально увеличивает возможность достижения целей, поставленных перед компанией. Методы управленческого учета были разработаны, чтобы помочь руководству в процессе принятия решений, когда максимизация прибыли является основной задачей компании. В следующих двух разделах этого блока Вы рассмотрите некоторые из этих методов. Эти методы будут также подходить к некоторым решениям, с которыми могут столкнуться некоммерческие предприятия, стремящиеся максимально увеличить отдачу от своих ресурсов.

Очевидно, что максимизация прибыли станет единственной целью предприятия, и руководству необходимо будет также решать другие задачи перед принятием решения. Эти задачи могут охватывать такие области, как:

  • расширение доли рынка;
  • общественное мнение/реакция;
  • связи с крупными промышленными предприятиями;
  • жизненный цикл товара/услуги;
  • деятельность конкурентов;
  • долгосрочная рентабельность.

Тем не менее, оставшиеся разделы этого блока рассматривают исключительно те методы, которые влияют на плановый показатель прибыли предприятия. Вам будет необходимо самостоятельно установить "другие" факторы, которые могут относиться к решению, используя собственный опыт и здравый смысл для понимания сути рассматриваемого решения.

[1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© ЗАО "Аскери-АССА"

 

 

Реклама: