Letyshops

Как организовать проект внедрения

Сергей Колесников, кандидат физико-математических наук, ведущий рубрики Consulting.ru
директор по консалтингу Консалтинговой Группы "Экон-профи"
Опубликовано в другой редакции "Как организовать проект по внедрению" в газете ComputeRewiev 9, 1999
Как организовать проект внедрения | Что такое проект внедрения | Что такое проект внедрения (часть 2) | Что такое проект внедрения (часть 3)

Ваша компания приобрела программный продукт, на основе которого планируется создать интегрированную среду управления предприятием. Скорее всего, вы догадываетесь, что внедрение - процесс непростой, но, как показывает практика, отчетливо представлять все сложности может только специалист высокой квалификации. С чего же вам начать?

Примеры неудачных внедрений обсуждаются достаточно широко. Дать сколько-нибудь убедительную статистику в этой области весьма затруднительно, так как нет четкого и однозначно принятого всеми участниками рынка определения термина "успешное внедрение". Так, например, SAP AG предпочитает говорить не об успешных, а о "продуктивных" внедрениях. Последний термин более нейтрален и допускает более широкое толкование, что, скорее всего, неслучайно. Допустим, первоначально предполагалось осуществить автоматизацию всех служб производственного предприятия на базе одного программного продукта. В результате его внедрение было реализовано только для логистики и бухгалтерии, а производственные модули пришлось автоматизировать с помощью другой системы. Является ли такое внедрение успешным? Тогда как продуктивным - безусловно. Можно ли говорить о неудачном внедрении, если система была приобретена и оплачена, а ее установка фактически не началась?

Распространенное мнение, что российские программные продукты более просты во внедрении, чем западные, к сожалению, не подтверждается практикой. Так, успешные внедрения отечественных систем автоматизации крупных организаций составляют 60% от общего числа всех проектов, программных продуктов для более мелких компаний - около 80%. Согласно данным Гартнер Групп по западному рынку, проекты внедрения соответствуют плановым показателям для ERP систем также примерно в 60% случаев (из них "досрочных" внедрений - около 3%), а полностью провалившиеся - составляют 10%. Правда, при этом на Западе учитываются только запущенные проекты, тогда как в России велико количество внедрений, вообще не начавшихся или замороженных на неопределенный срок по форс-мажорным обстоятельствам (например, смена собственника или августовский кризис). К какой категории их относить - неясно.

Впрочем, как известно, дыма без огня не бывает, и сложности с установкой западных систем действительно существуют. Они возникают в связи с различиями в организации финансового учета, непривычными интерфейсами, не всегда ясной из-за недостатков перевода терминологией. Кроме того, имеет смысл различать внедрение тиражируемого продукта (то есть функционально жестко организованного) и внедрение с доработкой. В последнем случае производится существенная "подгонка" функциональности и интерфейсов под требования покупателя, так что критерии успешности внедрения оказываются еще более размытыми. К тому же количество инсталляций многих российских продуктов обычно не превышает нескольких десятков, а такую выборку трудно считать представительной (то же относится и к большинству западных систем в России, но при их оценке можно хотя бы пользоваться зарубежным опытом).

Итак, что же делать? Можно ли обуздать процесс внедрения - этого необъезженного мустанга, способного, кажется, вырваться из любых пут? Да, и на буйную стихию есть управа - желание и труд, помноженные на опыт и следование вековым правилам. Внедрение может стать вполне предсказуемым и управляемым, если следовать принципам, изложенным в этой статье.

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: