Letyshops

Как организовать проект внедрения

Сергей Колесников, кандидат физико-математических наук, ведущий рубрики Consulting.ru
директор по консалтингу Консалтинговой Группы "Экон-профи"
Опубликовано в другой редакции "Как организовать проект по внедрению" в газете ComputeRewiev 9, 1999
Как организовать проект внедрения | Что такое проект внедрения | Что такое проект внедрения (часть 2) | Что такое проект внедрения (часть 3)

Рассмотрим стандартные составляющие проекта внедрения корпоративной финансово-экономической системы, содержащей основные технологии планирования и управления материальными потоками и, опционно, планирования и управления производством. Постараемся определить проблемы и ошибки, типичные для российской практики ведения таких проектов. При этом мы не будем касаться чисто технических проблем (например, "перекачки" данных из существующей системы в новую), так как обычно они не становятся "камнем преткновения" для процесса в целом.

Мы будем применять термин "Система" для обозначения программно-прикладной системы, реализующей функции финансово-экономического управления; "Поставщик/Консультант" - для обозначения консалтингового подразделения поставщика, принимающего участие во внедрении системы, или внешнего консультанта; "Проект" - для обозначения процесса в целом.

Определение стратегических целей Проекта и тактического плана внедрения

Задача этого этапа - составление Базового плана внедрения. В него включаются: организация Проекта, его структура, цели и область применения, состав проектной группы, методика внедрения, ориентировочный план подготовки проектной группы, согласование основных этапов, методы оценки качества работы. Основная проблема состоит в том, что чаще всего план внедрения просто отсутствует или имеет приблизительно-умозрительный характер. Необходимым условием успешности Проекта является документирование всех решений, принятых на данном и последующих этапах.

Предпроектное обследование / промышленный аудит

Задачей предпроектного обследования является "ранняя диагностика" проблем, которые могут возникнуть при внедрении (таких как некачественное формирование или отсутствие первичных документов, справочников, нормативов и стандартов; неподдерживаемая Системой организация бизнес-процессов, процедур и правил). По результатам обследования составляется документ, который подписывают все участники Проекта. В документе отражаются выявленные проблемы и намечаются пути их решения.

От качества проведения предпроектного обследования часто зависит успех внедрения в целом. Со стороны Консультанта в обследовании должны принимать участие специалисты высшей квалификации, имеющие опыт работы на предприятии данной отрасли или близких отраслей.

Одновременно можно провести промышленный аудит, задача которого - проверить, соответствует ли организация бизнес-процессов и производственного управления отраслевым стандартам, принятым в мировой практике.

В России предпроектное обследование часто превращается в платное ознакомление наименее квалифицированного персонала Поставщика / Консультанта с деятельностью предприятия, в результате чего формируется бесполезный документ, якобы описывающий в какой-либо системе моделирования бизнес-процессы Заказчика.

Обучение специалистов группы внедрения

Несмотря на кажущуюся простоту, этот этап связан с огромным количеством сложностей, характерных именно для российской практики.

Прежде всего, абсолютное большинство руководителей российских организаций морально не готовы заплатить существенную сумму за обучение своих сотрудников. Этот этап всем силами стараются сократить или вообще обойти не только Поставщики, но и Заказчики. Однако последующие этапы предполагают обязательное наличие у Заказчика хорошо обученного, высококвалифицированного персонала. В противном случае эффективность работы существенно падает, что приводит к затягиванию Проекта, многократному росту его стоимости и даже провалу.

Еще одна проблема - низкое качество программ обучения. Для успешного ведения Проекта группа внедрения должна обучаться на уровне консультантов по внедрению. Большинство программ не соответствуют этому требованию. То же можно сказать и о квалификации преподавателей. Западные программы предполагают, что участники обучения знакомы с основами западного бухгалтерского и управленческого учета, стандартами функционального и производственного управления. Российская действительность этому не соответствует. В результате специальные дисциплины изучаются без фундаментальной подготовки, что чаще всего приводит к плачевному результату. Необходимо принимать специальные меры, к числу которых можно отнести, в частности, специальный подбор группы внедрения и предварительное преподавание фундаментальных дисциплин ее участникам.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: