Letyshops

Стратегия бизнеса. Управление ресурсами и запасами

Сергей Колесников, кандидат физико-математических наук, ведущий рубрики Consulting.ru
директор по консалтингу Консалтинговой Группы "Экон-профи"
Продолжение.
Предисловие | Предисловие к книге | Функциональное и операционное управление

Управление практически любым бизнесом можно разбить на несколько крупных разделов, в зависимости точек зрения (view) на процесс управления. Таких точек зрения можно выделить три:

  • финансовая;
  • логистическая;
  • производственная (технологическая).

Под финансовой понимается описание предприятия исходя из движения денежных потоков. Под логистической - исходя из движения материальных потоков. Под производственной - функциональное описание бизнеса, то есть описание исходя из последовательности и правил реализации производственных (в широком смысле) функций.

Каждая из вышеперечисленных точек зрения представляет собой некий "срез" реальных процессов, происходящих внутри и вокруг объекта бизнеса. При этом технологическая точка зрения является наиболее сложной (комплексной) и достаточно широкой, в результате чего может быть распространена на различные виды бизнеса, возможно и не связанные напрямую с производством.

Например, туристическое агентство должно заказать билеты, сообщить о времени прибытия группы своему контрагенту, запланировать рабочее время руководителя группы и заказать гостиницу и/или специальные виды сервиса (автомобиль, экскурсии, билеты на театральные представления). Это тоже некоторая технология, невыполнение которой грозит неприятностями. Последовательность (функциональность) ее выполнения надо планировать и контролировать, потому что, какими бы простыми ни казались данные операции, они требуют затрат рабочего времени и ответственного выполнения.

С этой точки зрения весьма "сложнотехнологичными" могут быть, скажем, маркетинговая и рекламная кампании. Их длительность часто превышает несколько месяцев и состоят они из большого числа "работ", каждую из которых нужно планировать с технологической и финансовой (а возможно и логистической) точки зрения и оценивать как по отдельности, так и в целом.

Каждая точка зрения имеет под собой серьезную теоретическую платформу и определяет существенную часть деятельности компании. В зависимости от типа бизнеса (характера деятельности компании) одна из трех точек зрения может приобретать доминирующее значение. Например, дистрибьютора в первую очередь интересует логистика, инвестиционную компанию - финансы и т. д. Однако если исключить строго "монокультурные" (например, чисто финансовые) компании, которые встречаются в России весьма редко (как правило в составе холдингов), то реальное предприятие интересуют сразу несколько точек зрения на его деятельность, а часто все: либо одновременно, либо последовательно. Вполне очевидно, что, например, для производственного предприятия все три "взгляда" тесно переплетены и "белые пятна" в одной из точек зрения могут обернуться "провалами" деятельности в целом.

Однако поскольку в число точек зрения входит финансовая, которая, на первый взгляд, кажется универсальной, это часто приводит к однобокому восприятию процесса управления, при котором исключительное внимание уделяется финансовым моментам, без учета особенностей управления производственными и функциональными подсистемами, которые и являются источником финансовых транзакций. В итоге возникают "неожиданные" финансовые сложности, связанные с нарушением логистических ритмов и проблемами в производственных системах и каналах сбыта. Особенно тяжело расплачиваются за "финансовую доминанту" производственные компании, так как нарушения в ритме производственного процесса, вызванные приоритетом часто локальных финансовых проблем могут привести к серьезным, трудно ликвидируемым инфраструктурным проблемам.

Так, например, если предприятие вдруг начинает производить обувь всех моделей только синего (пусть и очень модного) цвета, ввиду локальных проблем (все равно - финансовых или логистических) с приобретением краски других цветов, то это приведет в лучшем случае к росту омертвленного капитала в виде складских запасов, в худшем - к потере каналов сбыта. Ясно, что уважающий себя магазин вряд ли рискнет "посинеть" в одночасье, а значит пойдет к другому поставщику, где ему могут предложить более выгодные условия и т. п.

Ввиду вышесказанного, в практике управления сформировался некоторый стандарт (точнее набор стандартов, в зависимости от типа бизнеса) функционального рассмотрения процессов (производства, логистики) и их финансовых результатов во взаимосвязи. Анализу таких стандартов и будет посвящена наша книга. При этом нужно понимать, что термин "стандарт" в данном случае означает набор понятий и определений, обычно применяемый для описания управления конкретными процессами, вместе с набором управленческих отчетов и правил их составления. Указанный набор понятий дает возможность адекватно описать процессы, а набор отчетов - адекватно контролировать их и своевременно принимать решения по ликвидации "узких мест". Начнем мы с описания "истории" трех базовых стандартов: MPS, SIC и MRP.

Продолжение в следующем выпуске.

Начало в выпусках: #69
Продолжение в выпусках: #71, #72, #73, #74, #75, #78, #76, #77
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: