Letyshops

Воровство на предприятии

Гончарук В.А.
консультант по маркетингу и управлению
Из книги "Маркетинговое консультирование", приложение 1.
Воровство на предприятии | Реклама / Маркетинг | Сбыт / Производство | Провоцируем сами?

Воровство распространено достаточно широко. Предприятия не приветствуют его у себя и пытаются с ним бороться. В то же время, они часто провоцируют воровство, создавая для него комфортные условия.

Вернемся к теме торговых агентов. Их приглашение "со своими объемами" действительно способно принести предприятию сиюминутную выгоду. Без высоких затрат будет завоевана определенная доля рынка. Сохранение же этой доли - отдельный вопрос, тем более сложный, что предприятием принят на работу персонал, однажды уже укравший. То же самое относится к менеджерам "со своими агентскими сетями", руководителям разного уровня, переходящим от конкурентов со всеми коммерческими тайнами и чемоданами документации. Предприятие должно иметь очень веские основания, чтобы взять такого человека на работу и доверить ему ответственный участок.

Способствует воровству и "стимулирование" закупочных агентов и менеджеров предприятий-покупателей через выплату комиссионных или прямое предложение взяток. Часто такая комиссия многократно превышает заработную плату предлагающего. Агент, лично выплачивающий "вознаграждение" покупателю за то, что он покупатель, не будет воровать, только если ленив. (Мы несколько утрируем ситуацию: на самом деле, честно работающих агентов значительно больше, чем недобросовестных. Но эту честность приходится поддерживать зарплатой, микроклиматом, контролем и т. д., тогда как для стимулирования воровства достаточно поручить агенту выдачу взяток.) Также воровство стимулируют: отсутствие контроля, низкая заработная плата, отсутствие финансовых планов и отчетности, отсутствие перспектив роста персонала и т. п.

Озабоченные проблемой повального воровства, руководители предприятия часто впадают в сомнительную крайность: приглашают на работу родственников и знакомых, а по мере роста предприятия - родственников и знакомых знакомых. Принцип "лучше взять дурака, но надежного" не оправдывает себя прежде всего потому, что надежных "дураков" не бывает. Некомпетентность ключевых руководителей позволяет воровству процветать у них "под носом", а еще больший вред наносит их собственный непрофессионализм. Возможно, у такого руководителя и не украдут, но он собственноручно подпишет разрешение на отгрузку товара в кредит неплатежеспособному покупателю или наоборот - упустит выгодную сделку, следуя букве инструкции. На практике такие случаи встречаются сплошь и рядом.

Как уже отмечалось, доказательство случаев воровства не входит в компетенцию консультирования, равно как и решение, что делать с провинившимися. Однако по одному аспекту вопроса мы выскажем свое мнение. Часто пойманным на воровстве оказывается симпатичный руководителю человек. Наблюдается парадоксальная ситуация: руководитель, уже зная, что у него украли (и продолжают красть!) десятки тысяч долларов, мучительно размышляет, можно ли повышением зарплаты "наставить вора на путь истинный". Мы считаем, что это бессмысленно. Если и есть стимулы, способные вернуть такого человека в нужные рамки, то это не зарплата и даже не доля в прибыли.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отметим: предотвратить воровство можно, и сделать это значительно легче, чем бороться с его последствиями.

Окончание в следующем выпуске.

<<предыдущая [1][2][3][4]
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: