Letyshops

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета

Международный Центр Реформы Системы Бухгалтерского Учета
Введение | Содержание | Сокращения | Общая ситуация | Экономические преимущества перехода на МСФО | Эффект для России | Рекомендации | Краткий обзор рекомендаций | Доверенные лица КМСФО | Организации, поддерживающие данные рекомендации

3.1 Результаты ряда экономических исследований свидетельствуют о том, что для обеспечения стабильных и высоких темпов роста российская экономика нуждается в весьма существенных капиталовложениях.

3.2 Российским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО (или аналогичным стандартам, например, по GAAP США). Некоторые предприятия уже так и делают. Фактически, многие ведущие финансовые институты (например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК)) отказываются рассматривать инвестиционные проекты до тех пор, пока не будет составлена финансовая отчетность по МСФО.

Двойная нагрузка на российские предприятия

3.3 Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении недорогого заемного или акционерного капитала, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (согласно РСБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуется отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит.

3.4 В тех редких случаях, когда инвесторы соглашаются принимать российскую отчетность, стоимость капитала резко возрастает. Стоимость акций, реализуемых на основании данных российской финансовой отчетности, оказывается ниже, чем при наличии финансовой отчетности в формате МСФО, прошедшей аудит согласно Международным стандартам аудита (МСА) или другим эквивалентным стандартам.

3.5 Проводимая Правительством программа реформирования бухгалтерского учета не содержит четкого описания сущности и основных характеристик финансовой отчетности, которая будет составляться российскими предприятиями по завершении Программы. Вместо этого предполагается создавать постоянно меняющуюся систему бухучета, каждый отдельный компонент которой будет постепенно приводиться в соответствие с отдельными элементами МСФО. В Программе не предусматривается разработка целостной системы согласованных стандартов, соответствующих МСФО. Это приводит к концептуальной неопределенности и вынуждает предприятия нести высокие затраты в связи с постоянно меняющимися требованиями к финансовой отчетности.

3.6 По нашему мнению, через несколько лет затраты будут еще выше в связи с тем, что большинству российских предприятий потребуется применение системы стандартов, полностью соответствующих МСФО.

РСБУ не может обеспечить защиту прав инвесторов

3.7 В связи с тем, что российские открытые акционерные общества не обязаны предоставлять своим мелким акционерам финансовую отчетность в формате МСФО (или в аналогичном формате), прошедшую аудит согласно МСА, мелкие акционеры не имеют возможности продавать свои акции по реальной экономической стоимости. Мелкие акционеры (преимущественно обычные российские граждане) российских ОАО в течение нескольких лет были и остаются жертвами неадекватной и недостоверной финансовой отчетности. Защита прав инвесторов будет невозможна до тех пор, пока они не смогут получать достоверную и значимую финансовую отчетность. РСБУ этого обеспечить не может.

3.8 Приватизацию российских предприятий, продажу государственных пакетов акций можно осуществить по гораздо более высоким ценам, если потенциальным покупателям будет предоставлена финансовая отчетность в формате МСФО, прошедшая аудит по МСА. Это позволит значительно увеличить поступления в бюджет. Стоимость продаваемых акций будет значительно занижена, если цены реализации формируются на основе балансовых показателей без учета текущей и будущей экономической выгоды, которую можно оценить только на основе МСФО, а не РСБУ.

3.9 Восстановлению эффективной банковской системы препятствует отсутствие достоверной и значимой финансовой отчетности коммерческих банков, необходимой для налаживания полномасштабных корреспондентских отношений.

3.10 Кроме того, непрозрачность используемой системы финансового учета, например РСБУ, позволяет руководителям отдельных предприятий скрывать их реальное финансовое положение, использование денежных средств, а также результаты за отчетный период от внешних заинтересованных сторон, причем не только от имеющихся внешних акционеров, но и от сотрудников, кредиторов, потенциальных инвесторов, местных и федеральных органов и т.д. Переход на финансовую отчетность, составленную по МСФО и прошедшую аудит по МСА, сам по себе не всегда способен предотвратить случаи крупного мошенничества и помешать руководству заключать сделки в личных интересах в ущерб собственному предприятию, однако он будет способствовать своевременному выявлению таких фактов и послужит мощным сдерживающим фактором.

3.11 Большинство ресурсов, вовлеченных в создание постоянно меняющейся российской системы бухучета (в том числе, на уровне предприятий), могли бы с большей эффективностью использоваться для внедрения полномасштабной системы МСФО согласно представленным ниже рекомендациям.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10] следующая>>
[вид для печати]
© МЦРСБУ

 

 

Реклама: