Letyshops

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета

Международный Центр Реформы Системы Бухгалтерского Учета
Введение | Содержание | Сокращения | Общая ситуация | Экономические преимущества перехода на МСФО | Эффект для России | Рекомендации | Краткий обзор рекомендаций | Доверенные лица КМСФО | Организации, поддерживающие данные рекомендации

Российским предприятиям следует полностью перейти на МСФО

4.1 В качестве среднесрочной задачи российской экономики (лучше всего в течение трех, максимум пяти лет) необходимо осуществить полную замену РСБУ на МСФО при составлении финансовой отчетности всех компаний, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников. Эта задача должна выполняться поэтапно, что предполагает добровольный или, в отдельных случаях, обязательный переход предприятий различных видов и отраслей на МСФО (вместо РСБУ) в определенной последовательности и согласно четкому графику. Частичное принятие элементов отдельных МСФО приводит к дезориентирующим результатам и не должно иметь место.

Немедленный переход на МСФО банков, котируемых на биржах компаний и ряда других структур (по желанию)

4.2 Этот процесс должен начаться с полной замены до 31 декабря 2001 г. отчетности по российским стандартам на отчетность в соответствии с МСФО в банках и иных финансовых учреждениях, а также с перехода на составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО тех предприятий, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. Все прочие российские открытые акционерные общества и российские дочерние предприятия компаний, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность по своему выбору составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ.

Программа внедрения МСФО на предприятиях с государственным участием и унитарных предприятиях

4.3 При продаже значительных государственных долей участия необходимо рассмотреть целесообразность подготовки и использования в информационных проспектах финансовых данных по МСФО (предпочтительно, прошедших аудиторскую проверку). Необходимо также разработать программу перехода всех унитарных предприятий, которые обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку, на составление финансовой отчетности по МСФО вместо РСБУ.

Переориентация системы российских стандартов на предприятия малого бизнеса и компании с ограниченным числом участников

4.4 Система бухгалтерского учета для предприятий, разрабатываемая с учетом российской специфики (т.е. РСБУ), должна быть упорядочена и:

  • перенацелена на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников (например, закрытых акционерных обществ); и/или
  • обеспечивать упрощение порядка ведения учета на таких предприятиях, сокращение объема работ в области бухгалтерского учета и составление ими финансовой отчетности в соответствии с упрощенной версией МСФО согласно концептуальным принципам МСФО, примером которых служит Директива ЕС № 4.

Отсутствие влияния на налоговый учет и трансформационные формы

4.5 Изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не должны оказывать влияние на налоговый учет (то есть изменения должны отразиться не на фактическом размере налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методе расчета налогов). Соответственно, необходимо разработать систему компьютеризированных трансформационных проводок для целей налогового учета, согласно которой предприятия, представляющие финансовую информацию по МСФО, обязаны отражать свои налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов. По возможности для предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников следует предусмотреть упрощенную систему пересчета данных финансового учета в показатели для целей налогообложения.

4.6 Эти изменения также не должны оказывать влияния на требования в отношении финансовой отчетности, представляемой регулирующим органам (например, в целях пруденциального надзора ЦБР), которые, соответственно, должны разработать трансформационные формы, обеспечивающие соблюдение их требований. С другой стороны, требования к подобной отчетности могут быть со временем модифицированы с учетом использования финансовой информации в формате МСФО.

Адаптация государственных статистических систем к требованиям МСФО

4.7 Предприятия, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность представлять обязательные статистические данные согласно МСФО (например, с использованием метода начисления при расчете затрат/доходов и принципа приоритета содержания над формой). Соответственно, потребуется адаптация официальных методов обработки и использования поступающих от предприятий статистических сведений для работы с данными по МСФО.

Пересмотр плана счетов

4.8 Обязательные общероссийские планы счетов должны быть модифицированы таким образом, чтобы предприятия, перешедшие на МСФО, могли эффективно применять международные стандарты. Кроме того, целесообразно предоставить возможность предприятиям, составляющим финансовую отчетность по МСФО и использующим предлагаемую систему трансформации налоговой отчетности (и отчетности, представляемой регулирующим органам), не соблюдать действующий обязательный общероссийский план счетов и порядок ведения учетных регистров.

Формирование, обучение и аттестация бухгалтерских кадров в области МСФО

4.9 Следует обеспечить подготовку и широкое распространение детальных пособий, примеров и разъяснений специфики практического применения МСФО на российских предприятиях. Необходимо как можно скорее обеспечить превращение Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ) или другой подходящей организации в эффективную, финансируемую в полном объеме и независимую профессиональную ассоциацию, выступающую от лица бухгалтеров в России и представляющую их интересы в масштабах всей страны. Эта организация должна взять на себя функции координатора работы по обучению, аттестации и приобщению специалистов к МСФО, включая обеспечение высококачественной квалификационной аттестации по МСФО, которая будет признана на международном уровне.

Выделение достаточных ресурсов для программы реформирования

4.10 Необходимо выделить достаточное число технических специалистов для проведения реформ, включая, в том числе:

  • для предоставления рекомендаций и проведения обучения сотрудников российских предприятий в области практического применения МСФО; а также
  • представителей государственных органов, требования которых в настоящее время основаны на РСБУ и которым придется разрабатывать новые процедуры согласно МСФО.
<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10] следующая>>
[вид для печати]
© МЦРСБУ

 

 

Реклама: