Letyshops

Рейтинг консультантов (июль 2000): Спрос на стратегии

Ирина Шувалова, Дмитрий Гришанков
Консалтинг реальный и виртуальный | Потенциал роста

Однако вернемся к реальному рынку. Прежде всего хочется отметить, что в его объеме 25-30% средств - это собственные деньги российских клиентов. Таким образом, даже если представить себе, что западные финансовые институты приостановят финансирование технической помощи России, это не будет катастрофой для отечественных консультантов.

Впрочем, пока снижения платежеспособного спроса на консалтинговые услуги не ожидается. Прогноз АКЭУ на 2000 год - рост как внешнего финансирования консалтинговых проектов (до 1,5 млрд. долларов), так и российского спроса на услуги консультантов (до 80 млн. долларов).

Как уже было отмечено, крупнейшим игроком на российском консультационном рынке, так же как и на рынке аудиторских услуг, является PricewaterhouseCoopers. Его выручка по консалтинговым услугам за год составила более миллиарда рублей. Следующая за PwC чисто российская компания "ЦентрИнвест МК" заработала около 137 млн. рублей - примерно в семь раз меньше. Такой разрыв в рейтинге между представителями Большой пятерки и российскими компаниями - дело привычное. Остальные консультационные компании в рейтинге "дышат в затылок" друг другу.

За последние два-три года отношение к найму консультантов изменилось. Еще пять лет назад в мировой практике обращение предприятия за помощью в консалтинговую компанию аналитики считали первым симптомом начинающегося спада, а персонал такого предприятия морально готовился к реструктуризации с сокращением штата. Теперь же решение стратегических задач для развития бизнеса, да еще на базе современных информационных технологий, позволило консультантам завоевать репутацию обязательных партнеров на этапе роста компаний. Отсутствие консультанта стало просто дурным тоном.

Россию консультанты завоевывали пряником потенциальных иностранных инвестиций. Не секрет, что первые заказы компаний Большой пятерки (тогда еще - Шестерки) состояли в налаживании на предприятиях западных моделей управления с одновременным переводом финансовой отчетности в международные стандарты, с тем чтобы зарубежные инвесторы не хватались за голову при первой же попытке проанализировать возможности вложения денег в России. Соответственно, наибольшей популярностью в докризисные годы пользовался весь комплекс услуг, необходимый для корпоративного финансирования из-за рубежа.

Следующим по спросу был маркетинг. Доходы в большой степени зависели от грамотного управления продажами и своевременной достоверной информации о насыщенности рынка и его качественной структуре. Это был период бурного роста потребления и борьбы за раздел потребительского рынка.

Кризис смешал все карты. Нет нужды говорить, что все консалтинговые направления пережили трудные времена. Покупательские предпочтения со стороны как конечного, так и производственного, потребления резко изменились.

Однако это не привело к росту спроса на консультации по маркетингу в общей структуре спроса на консалтинг. Российские компании-производители, прежде задавленные предложением импортных товаров, впервые вздохнули свободно: рынок сам повернулся лицом к более дешевым, хотя подчас и менее качественным отечественным продуктам. Осознание того, что кризис не вечен и рыночные преимущества российских предприятий временны, поставило на повестку дня вопрос, как сохранить позиции на рынке в будущем.

Это подтверждается и результатами опросов, проведенных АКЭУ среди своих членов. По данным этой ассоциации, спрос на консультирование по стратегическому планированию сейчас повысился наиболее заметно. Возможно, именно этот вид услуг в России, как и во всем мире, поможет консультантам завоевать свое место в экономике. Высокий доход по этому виду управленческого консультирования показала компания "РОЭЛ Консалтинг". В целом же по управленческому и бизнес-консалтингу лидирующие позиции принадлежат компании "ЦентрИнвест МК" .

Резко возросло и потребление услуг консультантов по управлению человеческими ресурсами. Руководители предприятий понимают, что без повышения эффективности работы персонала и сокращения штатов на рынке им не удержаться. Что касается маркетинга и корпоративного финансирования, то их популярность сейчас упала.

Если сравнивать российскую структуру консалтинговых услуг с мировой, то бросается в глаза отсталость нашего сегмента информационных технологий (IT). В развитых странах услуги IT являются основным источником доходов большинства крупнейших консалтинговых компаний. Показательно, что по итогам 1999 года в мировом рейтинге крупнейших консультационных компаний лидером стала компания IBM Global Services.

В России заказы по этому направлению находят лишь избранные. Среди компаний с чисто российским происхождением капитала лидером здесь является компания "Юникон", выигравшая тендер на разработку интегральной системы управления крупнейшего российского производителя и экспортера алмазов "Алроса". "Юникону" также принадлежит первая позиция в списке лидеров по оценке.

Особое место в российской экономике, правовая база которой по-прежнему оставляет желать лучшего, занимают юридические и налоговые консультации. Это основная статья доходов большинства консалтинговых компаний, работающих на российском рынке. Первую строку по этому виду консалтинга занимает PricewaterhouseCoopers, заработавшая в 1999 году на этом направлении более 450 млн. рублей .

В сегменте бухгалтерских услуг, составляющем около 3% рынка, наибольшую выручку получил Центр экономико-управленческого консультирования "Ким и Партнеры".

Окончание в следующем выпуске.


Материал предоставлен рейтинговым агентством "Эксперт РА" и опубликован на сайте: www.expert.ru. С методикой проведения рейтингов можно ознакомиться там же.

<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Эксперт РА

 

 

Реклама: