Letyshops

Рейтинг консультантов (июль 2000): Клиент пока не созрел

"Основная задача - формирование спроса" / "Мы движемся к цивилизованной модели бизнеса" | "Ситуация на рынке - благоприятная" /"Нужно укрупняться" | "Предприятия пока не готовы" / "Рынок еще не сформировался" | "Нужно определить границы профессии" / "Спрос будет расти"

Генеральный директор ОАО "Группа консультационных компаний "Бона Фиде Финанс" Андрей Леушин:

Сегодня мы повсеместно наблюдаем ситуацию, когда управленческий консалтинг находится в подчиненном положении по отношению к узкоспециализированным консультационным услугам, таким как автоматизация отдельных подсистем менеджмента, налоговое планирование, инвентаризация бухгалтерского учета. И только после получения быстрого, но незначительного в масштабах всего бизнеса эффекта при решении какой-либо проблемы заказчик идет на консультационное обслуживание в не столь проблемных, на его взгляд, областях. Таким образом, консультанты вынуждены работать в "обратном" режиме: от решения частных проблем к устранению общесистемных сбоев в организации. В итоге в общем объеме консалтинговых работ мы имеем чрезвычайно низкий удельный вес таких услуг, как консультации по стратегическому развитию, по управлению кадрами, качеством, по корпоративной реорганизации бизнеса в процессе слияний и поглощений, по повышению эффективности системы управления.

Решение проблемы формирования спроса на услуги консультантов, на наш взгляд, является сегодня первоочередной задачей. Из-за неразвитого спроса в консультационном бизнесе отсутствует конкуренция по качеству, поэтому соперничество между компаниями идет сегодня в русле привлечения новых клиентов для консалтинга вообще, а не их перехода к более профессиональному консультанту.

Генеральный директор Независимого центра оценки бизнеса и инвестиционного проектирования "Эксперт" Михаил Васенин:

Говорить об окончательно сформировавшемся рынке консалтинговых услуг в России пока преждевременно. С одной стороны, признаки рынка налицо, существует целая сеть отечественных консалтинговых фирм, многие из которых имеют более или менее постоянных клиентов. В то же время спрос на их услуги пока недостаточно развит и слабо структурирован. Кроме того, зачастую этот спрос формируется под воздействием государства, которое попросту заставляет фирмы и организации прибегать к услугам консультантов, если считает это необходимым. Сами органы государственного управления всех уровней также нередко выступают в роли заказчиков консалтинговых услуг, и их доля на отечественном рынке довольно значительна. В целом на российском рынке в настоящее время можно выделить две явно преобладающие категории заказчиков. К первой относятся наиболее крупные фирмы и организации, для которых характерно стратегическое планирование своей деятельности, поэтому они нередко прибегают к услугам консультантов. Ко второй можно отнести не самые крупные фирмы, склонные прибегать к услугам консультантов, оказавшись в достаточно критической ситуации.

Тем не менее, общей тенденцией рынка является постепенный рост спроса по мере продвижения к цивилизованной модели ведения бизнеса. Многие руководители не решаются брать на себя ответственность за управленческие решения, основываясь на интуиции и все больше предпочитая принимать за основу расчет и анализ. Фирма, часто не располагая квалифицированными кадрами и не имея времени на подготовку персонала, обращается к услугам профессионалов. Рост спроса на консалтинговые услуги обусловливает превращение аудиторских, юридических и оценочных фирм в объединения, оказывающие целый комплекс услуг.

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Эксперт РА

 

 

Реклама: